Лазаревич Александр Владимирович — советский и русский фантаст и футуролог. Пишет твёрдую научно-техническую фантастику.
Родился в 1957 году в Москве.
По образованию – учитель физики. Работает переводчиком в космической отрасли. Проживает в городе Королев Московской области.
Научную фантастику писал с 1975 года для себя, возможность впервые выйти на широкую аудиторию возникла с появлением доступа к сети FIDO в 1992 году (произведения, разошедшиеся по сети FIDO в этот период — дилогия «Червь» (1992), а также написанные ранее «Звездолет-1» (1985), «Лунный сон» (1989) и большое футорологическое эссе «Генератор Желаний. Размышления об обратной дороге в будущее» (1986)).
С появлением в 1997 году доступа к сети интернет создает собственный сайт и публикует на нем повести «Сеть Нанотех» (1997) и «Технокосм» (2007), а также футорологическое эссе «Советия. Размышления о происхождении, истории и будущем советской цивилизации, о ее нынешнем кризисе и путях выхода из него» (2001).
В период 2011-2012 г. записывает и публикует на своем сайте аудиокниги по своим научно-фантастическим произведениям. Как он много раз подчеркивал, его научная фантастика – это не литература, а лишь наброски сценариев неснятых фильмов, и аудиокниги на самом деле представляют собой фонограммы этих фильмов с огромным количеством звуковых эффектов и тщательно выстроенной в стереозвуке мизансценой, т.е. являются более полными произведениями, чем тексты.
В 2012 году обнаружил, что современный домашний компьютер позволяет создавать вполне сносную 3D-анимацию в одиночку, без посторонней помощи, и с тех пор занят экранизацией научно-фантастической дилогии «Червь». Фильм называется «Повелитель Марса». По состоянию на конец 2023 г. фильм существует в черновом варианте, т.е. предварительный монтаж и временная фонограмма, отсутствуют несколько второстепенных эпизодов. Предположительной срок завершения работы над фильмом - 2026 г. Черновой вариант фильма и трейлеры к нему можно посмотреть на канале YouTube: https://www.youtube.com/user/AlexLaz1957

 

Основные идеи произведений


С идеологической точки зрения все его творчество представляет собой попытку развития советского космизма (т.е. космизма Циолковского в интерпретации Королева и идей некоторых советских философов 60-70-х годов 20 века, работавших в русле философии антифинализма, т.е представления о том, что при разумном поведении земная цивилизация сможет оказаться способной существовать и развиваться бесконечно долгое время, что позволит ей распространиться на всю вселенную)    
В основе футурологической концепции, изложенной в эссе «Генератор Желаний» (1986), лежит представление о том, что уровень свободы в обществе зависит от уровня технологического развития общества и его ресурсной базы. Общество, предоставляющее своим гражданам больше свобод, чем оно может себе позволить, обречено на саморазрушение. Единственный путь к реальной и устойчивой свободе – это путь научно-технического прогресса и расширения ресурсной базы. В этой связи вводится понятие барьеров роста, с которыми в процессе своего роста и экспансии приходится сталкиваться любой цивилизации. Нынешнее состояние земной цивилизации характеризуется как предбарьерное, цивилизация остановилась перед межпланетным барьером роста - нынешняя ситуация, когда стоимость выведения одного килограмма на орбиту составляет десятки тысяч долларов не может всерьез считаться выходом из гравитационного колодца Земли, земная цивилизация остается ограничена ресурсной базой своей одной-единственной планеты. Существует два варианта дальнейшего развития предбарьерных цивилизаций: 1) бросить все силы на обеспечение форсированного научно-технического прогресса; 2) «завинтить гайки», т.е. привести уровень свободы в обществе в соответствие с ограниченной ресурсной базой, и постараться перевести цивилизацию в стационарное состояние посредством минимизации любых факторов вносящих непредсказуемость, таких как научно-технический прогресс, что в конце концов приводит общество в эволюционный тупик, «второе средневековье», «ловушку ограниченных ресурсов».
Если все же найдутся силы, которые сумеют направить человечество по пути технического прогресса, то его ждет, помимо всего прочего, достижение как индивидуального бессмертия, так и бессмертия земной цивилизации. В частности, в книге показано, что индивидуальное бессмертие теоретически осуществимо даже на современном, пока еще весьма низком уровне развития науки, если использовать технический подход к достижению бессмертия, называемый «модульной системой бессмертия». При таком подходе автоматически решаются многие из проблем, характерных для прочих, «медицинских» подходов к осуществлению бессмертия.
В период написания этого эссе все еще существовала надежда, что космическая гонка между СССР и США в конце концов приведет к тому, что человечество, пусть и в отдаленной перспективе, в конце концов сумеет создать средства реального преодоления межпланетного барьера роста (эти надежды нашли свое отражение в рассказе «Лунный Сон» (1987)). Надежды подпитывались и реальными событиями, такими как первый полет в 1988 году советского «шаттла» «Буран».
Однако в 1991 году произошла катастрофа – разрушение СССР, и стало ясно, что человечество все же, скорее всего, пойдет по второму пути. Антиутопия «Червь», написанная в 1992 году под впечатлением от этих событий, рассказывает о наступлении второго средневековья в тогда еще далеком будущем – в 2019 году. Таким образом, книга иллюстрирует и конкретизирует концепцию межпланетного барьера роста. В книге показан приход к власти на земле экологических экстремистов, полностью останавливающих технический прогресс на Земле. Другая тема этой книги, также напрямую связанная с событиями 1992 года – это аналогия между идеологиями, захватывающими умы людей и компьютерными вирусами-«червями», захватывающими чужие компьютеры. Уже тогда для автора этой книги было очевидно, что СССР был подвергнут массированной атаке идеологическим оружием, и разрушение СССР было, по сути, первым примером того, что впоследствии стали называть «цветными революциями».
Он стал искать пути создания «анти-червя», антивируса. Написанная им в 1997 году повесть «Сеть «Нанотех»– попытка «заложить мину» под одну из основ перестроечной идеологии, а именно, представление о том, что коммунизм в принципе невозможен. В повести показано каким образом технический прогресс в области нанотехнологий, если их объединить с сетевыми технологиями, способен создать материальные предпосылки для возникновения коммунистического общества. Объединение нанороботов в глобальную сеть и обеспечение информационных и биохимических интерфейсов этой сети с людьми создает «искусственную природную среду», обеспечивающую без затрат физического труда все потребности людей.
Поиск «противоядия» примененному против СССР идеологическому оружию продолжился в книге «Советия. Размышления о происхождении, истории и будущем советской цивилизации, о ее нынешнем кризисе и путях выхода из него» (2001), где, используя свою футорологическую концепцию, он подытожил свои мысли по поводу истории СССР и роли советской цивилизации в истории всего человечества, и попытался дать предварительный набросок возможной идеологической системы будущей советской страны.
В 2007 году окончил научно-фантастическую повесть «Технокосм» (приквел к «Сети „Нанотех“»), посвященную проблеме внеземных цивилизаций, в которой предложено свое решение парадокса Ферми о «молчании космоса». Это еще более общий и глобальный взгляд на закономерности эволюции цивилизаций, где земная цивилизация представлена лишь как один пример из бесчисленного множества цивилизаций в Нашей Галактике.
Многие из вышеперечисленных идей были впоследствии развиты, уточнены и доработаны в «Большом Интервью 2019 года» и постах в социальных сетях.