Александр ЛАЗАРЕВИЧ

Большое интервью (2019)

Предисловие

Часть 1. О технокоммунизме, советской мечте и искусственном интеллекте.

1. О трансгуманизме и технокоммунизме

2. Об обновленном СССР и спасении капитализма

3.  И еще раз о спасении капитализма, была ли Октябрьская революция напрасной , и о цивилизационной контрреволюции 1991 года

4. Почему новая цивилизации возникла именно в России

5. О причинах гибели СССР

6. О советском народе

7. Финализм и анитифинализм как основы двух разных пониманий смысла жизни

8. Об искусственном интеллекте и "мышлении без сознания"

9. О своем "писательстве"

Часть 2. О научной фантастике, прикладной философии и власти идей

10. Опять о писательстве, публичности и википедии

11. О "дегуманизациии" человека технологиями

12. О "недружелюбном" исскусственном интеллекте

13. О достижимости "светлого будущего"

14. "Звездолет-1": как устроено идеократическое общество

15. Фантастика как "прикладная философия", конструирующая Мечту

16. И еще раз о символе планеты Марс на гербе СССР

17. О "соратниках" и разнице между политиками и фантастами

18. О творчестве и творческих планах

Приложение. Избранные посты ВКонтакте (2017-2020 г.)

Книга о Мечте, которую мы потеряли

Несколько мыслей к столетнему юбилею Октября.

Уроки программы "Аполлон"

1. Как программа «Аполлон» создала 21-й век.

2. Как Советский Союз заставил США приступить к программе «Аполлон»

3. Цивилизация творцов.

К 150-летнему юбилею Ленина

Празднование Победы в окопах Первой Мировой Биологической Войны (ПМБВ).
Невеселые мысли к юбилею Победы советского народа над фашистской Германией.

Послесловие о единственном конкурентном преимуществе России

Уроки программы "Аполлон"

Пост ВКонтакте от 20 июля 2019 г.

1. Как программа «Аполлон» создала 21-й век.

2. Как Советский Союз заставил США приступить к программе «Аполлон»

3. Цивилизация творцов.

Приступая к написанию поста, начинающегося словами: «21 июля исполняется ровно полвека с того дня как нога человека впервые ступила на поверхность Луны», я сперва хотел предварить его предупреждением: «Во избежание оскорбления чувств верующих в то, что человек на Луне никогда не был, большая к ним просьба дальнейшее не читать», но потом передумал. Во-первых потому, что после такого предупреждения, они этот пост уж точно прочтут, а во вторых потому, что этот пост вовсе не том, были люди на Луне или не были. Он о том, какую роль программа «Аполлон» сыграла в истории развития техники на планете Земля. О том, как программа «Аполлон» создала 21 век с его персональными компьютерами, смартфонами, и тысячами других гаджетов, основанных на микросхемах. О том, чего можно достичь, если поставить перед учеными и инженерами четкую цель, обеспечить надежное финансирование и указать точные сроки. О том, почему космонавтика называется локомотивом технического прогресса. О том, как важно для технического прогресса соревнование двух разных социальных систем. О том, как СССР заставил США предпринять программу «Аполлон». О том, почему для европейской цивилизации так важно быть разделенной на две соревнующиеся между собой ветви, каждая из которых имеет очень разное понимание смысла и целей производства и технического прогресса, да что там производства и прогресса, смысла самой жизни. Короче, он об уроках программы «Аполлон». И о том, чего человечество сможет достичь в будущем, если сумеет выучить эти уроки, вместо того, чтобы бездумно праздновать (или бездумно отрицать) полувековой юбилей первой экспедиции на Луну.

1. Как программа «Аполлон» создала 21-й век.

Кое-кто возможно считает, что миллиарды долларов, выделенные на программу, были потрачены на «железки», оставшиеся на Луне или сгоревшие в земной атмосфере. То есть были выкинуты на ветер, вместо того, чтобы как-то облагодетельствовать человечество. На самом деле, на собственно «железки» ушла сравнительно небольшая доля из выделенных средств. Основная часть денег была потрачена на зарплаты целой армии инженеров, которым платили за то, чтобы они решали технические задачи. Причем такие задачи, которые никогда не могли бы возникнуть перед инженерами, создающими технику для земных применений. Космическая техника должна работать в условиях, которые никогда не встречаются на Земле, и потому перед ней встают проблемы, которые требует совершенно новых технологических и конструктивных решений. Одной из таких проблем была проблема управления посадкой лунного посадочного аппарата. Управлять посадкой с Земли невозможно, поскольку скорость света (а значит и радиокоманд) составляет около 300 тыс. км. в секунду, а расстояние до луны – около 400 тысяч км, т.е. команда с Земли будет идти около 1,3 секунды. Добавьте сюда еще столько же времени, чтобы получить информацию по радио с Луны, и вы поймете, что от момента возникновения нештатной ситуации на борту до прибытия парирующей ее команды продет более двух с половиной секунд. К этому времени посадочный аппарат уже может давно разбиться. Ясно, что управлять посадочным аппаратом с помощью компьютера, находящегося на Земле, невозможно. При этом важно отметить, что на Земле (и в околоземном пространстве) такая проблема возникнуть в принципе не могла – радиус Земли чуть больше 6 тыс км. Значить, компьютер должен был стоять на борту лунного посадочного аппарата. Но здесь надо вспомнить, что в начале 60-х годов компьютеры занимали иногда целые здания, в лучшем случае целую комнату. Конструкторы лунного модуля боролись за то, чтобы сэкономить каждый грамм конструкции, и все что они смогли выделить для размещения бортового компьютера – это один кубический фут пространства модуля (30х30х 30 см). Задача казалась абсолютно неразрешимой, но к счастью разработчикам бортового компьютера удалось разыскать в Кремниевой Долине одну фирму, предлагавшую странное изделие, которое они называли интегральной схемой. И вот здесь мы подходим к самому интересному. Интегральные схемы никто покупать не хотел. То есть конечно, все понимали, что это очень заманчиво, иметь на одном маленьком чипе полную схему радиоприемника или целого компьютера, но цена интегральных схем, выходивших с опытного производства была заоблачной. Если бы удалось найти заказчиков, готовых приобрести большую партию, фирма могла бы наладить серийное производство и тогда стоимость одной микросхемы снизилась бы за счет экономии на масштабах производства, но таких заказчиков не было – всем потенциальным заказчикам удавалось решать свои задачи может быть не столь элегантными, но гораздо более дешевыми способами, не прибегая к использованию интегральных схем. Это был порочный круг, погубивший за всю историю техники тысячи и тысячи интереснейших изобретений, оказавшихся экономически нецелесообразными. По всем законам рыночной экономики, это изобретение просто обязано было кануть в небытие. Но тут случилась программа «Аполлон», закупившая сразу и оптом 60% всех выпускавшихся на тот момент в США микросхем. Потому что никаких других решений в данном случае не было вообще. Что было дальше знают все. Интегральная микросхема, изобретение которое в принципе было невозможно раскрутить в условиях чистой рыночной экономики, благодаря такому массированному вмешательству государственной космической программы, встало на ноги. Появились персональные компьютеры, сотовые телефоны, цифровая фотография, да собственно говоря все современные средства обработки, передачи и хранения информации. Я не хочу сказать, что не будь программы «Аполлон», сегодня не было бы интернета. Наверное, был бы. Но он объединял бы всего лишь сотню-другую университетов и научных центров, в каждом из которых стояло бы по одному-единственному компьютеру, занимающему несколько комнат, с подключенной к нему дюжиной терминалов.

Так программа «Аполлон» создала тот 21-й век, который мы знаем сегодня. Но сама программа «Аполлон» никогда бы не появилась на свет, если бы не было первого советского Спутника, запущенного 4 октября 1957 года.

2. Как Советский Союз заставил США приступить к программе «Аполлон»

История о том, как СССР заставил США готовить экспедицию на Луну, на первый взгляд может показаться цепочкой случайностей, каждое из звеньев которой могло бы легко распасться, если бы обстоятельства сложились хоть чуть-чуть иначе. В конце 40-х годов советское военное руководство задало главному конструктору ракетных систем С.П.Королеву странный вопрос: «Не могли бы вы построить нам ракету, способную доставить 5-тонную полезную нагрузку в США?» Вопрос был очень странным, учитывая, что Соединенные Штаты на тот момент не обладали ракетами даже отдаленно близкими к такой грузоподъемности. И причина, по которой у них не было таких огромных ракет была проста: они были им не нужны! К этому времени американские ядерщики уже поняли каким образом можно создавать атомные бомбы гораздо более компактные и легкие, чем те, что США сбросили на Хиросиму и Нагасаки. Советские физики на тот момент такого прорыва еще не осуществили, наши бомбы были громоздкими и тяжелыми, отсюда и странный вопрос военных. Королев, будучи истинным последователем учения Циолковского, тут же сообразил, что с ракетой такой грузоподъемности он сможет запустить человека в космос, и, разумеется, немедленно ответил на вопрос военных утвердительно. Когда работа над этой гигантской, по тем временам, ракетой продвинулась где-то до середины, некоторые из инженеров с королевской фирмы, имевшие друзей среди физиков, по секрету разузнали, что советская ядерная программа наконец тоже осуществила аналогичный прорыв, и советские бомбы стали такими же компактными, как у американцев. «А зачем нам вообще продолжать работать над этой огромной ракетой, она же все равно не понадобится?» спросили эти инженеры у Королева. «Пока не говорите об этом никому» - ответил Королев – «но мы используем эту ракету для запуска человека в космос». Как вспоминал впоследствии один из этих инженеров: «Мы тогда решили, что наш Главный окончательно тронулся.» Королев не тронулся. Он просто использовал военных для осуществления Плана Циолковского. Когда-то, в одном из своих писем Циолковский набросал план из пары десятков пунктов. Первым пунктом было «запустить спутник на орбиту вокруг Земли», вторым «запустить на орбиту человека», третьим «высадиться на Луне». Последним пунктом в длинном списке было: «человечество обращается в чистую лучистую энергию и распространяется по всей Вселенной». До этого последнего пункта нам до сих пор еще очень далеко, но Королев, по крайней мере, начал ставить первые галочки на этом списке.

Убедить Хрущева разрешить запустить первый спутник было непросто. С его точки зрения это означало выкинуть на ветер дорогущую баллистическую ракету. С большой неохотой Хрущев разрешил один запуск на орбиту, в порядке испытаний ракеты. Он не имел ни малейшего понятия, чем это в конце концов обернется.

Королев хотел осуществить запуск первого спутника к столетнему юбилею Циолковского, 17 сентября 1957 года. Но ученые, работавшие над научными приборами для большого, полуторатонного спутника, отставали от графика. И тогда Королев решил запустить то, что он назвал «простейшим спутником» - металлическую сферу весом 86 кг, без научных приборов, с одним только любительским радиопередатчиком на борту, посылавшим сигналы «бип-бип-бип» радиолюбителям всего мира. Правда, из-за задержек на старте, к столетнему юбилею Циолковского все равно опоздали, и спутник ушел на орбиту вместо 17 сентября только 4 октября.

Советское политическое руководство не восприняло это событие в качестве исторического, и на следующий день сообщило о запуске первого в мире спутника лишь маленькой заметкой в самом низу первой полосы советских центральных газет.

Возможно, это событие прошло бы незамеченным и в США, если бы не одно обстоятельство. Вместо первоначально предполагавшихся полутора тонн, первый спутник весил всего лишь 86 кг, и потому оказался настолько легким для этой огромной ракеты, что вместе с самим спутником на орбиту вышла и вторая ступень (центральный блок) этой огромной ракеты. Никто никогда бы не увидел невооруженным глазом с Земли маленький спутник диаметром несколько десятков сантиметров, но вторая ступень ракеты длиной около 30 метров была прекрасно видна с Земли вечером в лучах заходящего солнца. И вот когда американцы, жители страны, отделенной от Старого Света двумя океанами, страны над которой никогда еще не пролетал ни один вражеский самолет, вдруг увидели, что над их головами летит нечто, сделанное в СССР, стране обладающей ядерным оружием, и находящейся с США в состоянии холодной войны, в Штатах началась массовая паника. Увидев посвященные спутнику гигантские заголовки в западных газетах, Хрущев наконец осознал гигантский пропагандистский эффект космонавтики. После этого советские газеты тоже вышли с «шапками», провозглашающими великую победу советской науки, а Королев получил разрешение и дальше использовать свою ракету для запуска космических аппаратов. До истории с нашим спутником американское правительство вообще не планировало запускать на орбиту ничего, кроме военных спутников-шпионов, но в сложившейся ситуации оно было вынуждено объявить о создании гражданского космического агентства НАСА, перед которым была поставлена только одна задача – доказать всему миру техническое превосходство Америки. Так началась космическая гонка, на начальном этапе которой США проигрывали, поскольку у них просто не было ракет достаточной грузоподъемности. И когда в 1961 году Королев успел запустить (все на той же ракете что и первый спутник, только с добавленной третьей ступенью) первого в мире космонавта, снова обогнав американцев, президент Кеннеди был вынужден пойти на чрезвычайный и решительный шаг: объявить всему миру, что США высадят людей на Луну до конца 60-х годов. Кеннеди удалось пробить в Конгрессе финансирование создания совершенно гигантской стометровой ракеты «Сатурн-5». И вот тут Королев оказался в очень затруднительном положении, поскольку все что он использовал до этого момента были различные модификации одной и той же баллистической ракеты. И грузоподъемности этой ракеты было совершенно недостаточно чтобы доставить людей на Луну и вернуть их обратно. Опять же с большим трудом пришлось убеждать Хрущева выделить средства на создание очень большой ракеты подобной «Сатурну-5». Финансирование «Сатурна-5» было тяжелым бременем даже для американского бюджета, что уж тут говорить о советском бюджете. С огромной неохотой и с большим опозданием советское правительство выделило очень ограниченные суммы на создание лунной ракеты, но время было упущено. В 1966 году Королев умер, а занявший его место его бывший заместитель проиграл космическую гонку, на чем она и завершилась. Америка вернулась в свое первобытное состояние, т.е. вместо полетов на Луну снова занялась исключительно бизнесом.

Но тем не менее, космическая гонка не прошла совсем бесследно. Пусть немного, пусть чуть-чуть, но Америка изменилась. Мы изменили Америку. Когда в 1957 году американское правительство стало разбираться каким образом очень небогатая, пережившая разрушительную войну, только что индустриализированная страна смогла бросить космический вызов американской индустриальной сверхдержаве, они с большим удивлением для себя открыли советскую систему образования, построенную на очень непривычных для них принципах. Это была система, готовившая не послушных исполнителей, не винтиков большой машины, а «гармонически развитую личность», т.е. творцов с целостным мировоззрением, понимавших что и зачем они творят. Это была система образования, порожденная цивилизацией, альтернативной западноевропейской.

3. Цивилизация творцов.

Наши либералы очень любят повторять мантру: «Россия – это Европа», очень удобно забывая при этом упомянуть, какая именно из Европ при этом имеется в виду. Потому что, начиная со времен древних греков и римлян, Европ всегда было две. Если вы считаете, что холодная война между Востоком и Западом началась только после второй мировой, загляните в учебник истории. Древние Эллины построили первую европейскую цивилизацию, блиставшую науками и искусствами, которая затем была поглощена может быть не столь интеллектуально блиставшими, но более практичными и организованными римлянами, от чего эллины очевидно не были в восторге. Раскол между Востоком и Западом начался именно тогда. Позднее он проявился в распаде римской империи на западную и восточную (Византию), где доминировали, соответственно, римляне и греки. Вскоре административно-политический раскол Европы был дополнен религиозным расколом христианства на католицизм и православие, а религиозный раскол привел в конце концов к глубочайшему культурному расколу. Отношения между двумя Европами всегда были отношениями характерными для холодной войны, временами переходящей в горячую фазу (вспомните хотя бы разграбление Константинополя крестоносцами). Западная Европа сформировалась как наследница и правопреемница западной римской империи, а Россия – восточной. Москва вовсе не Третий Рим, Москва – Второй Константинополь, а город Вашингтон, кстати, первоначально назывался New Rome, Новый Рим, в котором на капитолийском холме стоит Сенат. Сегодня наследники не только не скрывают своего правопреемства, а наоборот, всячески выпячивают его, и даже на долларовой банкноте красуется одноглавый орел – символ Западной Римской империи, а на рублевой банкноте двуглавый орел – символ Восточной Римской империи.

Россия всегда, во все эпохи, определяла себя как альтернатива Западу. Иногда это было конструктивно, иногда выглядело просто как ослиное упрямство, но это всегда было необходимо для сохранения ею своей идентичности, самого своего существования как отдельная, особая цивилизация. И это привело к тому, что после 17-го века Россия оказалась перед экзистенциальным выбором. Потому, что в 17-м веке в Западной Европе произошло нечто, полностью изменившее весь ход истории на планете Земля. Западная Европа открыла Главную Технологию – технологию создания новых технологий. До 17 века все открытия и изобретения, когда-либо сделанные на Земле, были случайными. Самого понятия «разработка технологии» не существовало. От одного крупного изобретения до другого могли пройти столетия. На протяжении одного-двух поколений людей, окружающая материальная культура практически не менялась, образ жизни не менялся. Все общества на земле были «традиционалисткими». Но в 1610 году Галилео Галилей в Италии формулирует научный метод познания – оказывается новые знания можно получать, задавая Природе вопросы посредством проведения экспериментов. Спустя 10 лет после этого Фрэнсис Бэкон в Англии предлагает использовать получаемые экспериментальным методом знания для создания новой техники. Появляется сама идея разработки новых технологий. Открытия и изобретения начинают сыпаться как из рога изобилия. Материальная культура западноевропейских стран начинает быстро изменяться на протяжении жизни одного поколения. Передача традиций от одного поколения к другому становится невозможным – старые традиции просто не работают в новых материальных условиях. Также быстро начинают устаревать все социальные и государственные институты. По западной Европе начинают прокатываться волны социальных революций. Но при этом Главная Технология дает странам, овладевшим ею, огромные преимущества в военном деле и в экономике. Западная Европа начинает захватывать весь остальной мир и превращать его в свою колонию.

Когда Петр Первый открыл «окно в Европу» и Россия впервые увидела, что дали Западной Европе первые сто лет применения Главной Технологии, это был большой культурный шок. Неадекватная реакция на этот шок была двоякой: с одной стороны, появились «славянофилы», т.е. те, кто говорил «жили тысячу лет без всех этих новомодных штучек, и еще проживем», а с другой стороны появились «западники», т.е. те, кто считали, что поскольку в Европе не носят бород, то для того, чтобы догнать Европу, самое главное – это побриться и надеть сюртук по последней парижской моде. Первый путь означал техническое, военное и экономическое отставание, и в конце концов, превращение в колонию Запада. Второй путь означал растворение в Западе и исчезновение восточной ветви европейской цивилизации. На выработать адекватную реакцию было непросто. Необходимо было построить цивилизацию, которая в полной мере использовала все преимущества Главной Технологии, и в то же время являлась альтернативой Западной цивилизации, показывала бы ей как все на самом деле можно было бы сделать лучше, как можно использовать Главную Технологию в более полной мере, чем на Западе. Это удалось сделать только в 20 веке.

Вопреки представлениям «западников» оказалось, что западный капитализм вовсе не является единственной системой, которая может быть построена на основе Главной Технологии. Капитализм включает в себя множество случайных, не имеющих отношения к Главной Технологии, элементов, которые возникли в силу особенностей исторического развития западной Европы. Особенно сильное влияние на формирование капитализма в западной Европе оказал такой социальный институт как ростовщичество. Ростовщичество было запрещено всеми основными религиями как занятие совершенно бесчеловечное и несправедливое. Однако в западной Европе существовали религиозные меньшинства, которым разрешалось давать деньги в рост представителям религиозного большинства, поскольку они были иноверцы и как бы не люди. Ростовщики накопили большой первоначальный капитал, что естественно вызывало большую зависть и ненависть у большинства, но первоначально оно ничего поделать не могло, поскольку его связывали религиозные запреты. Появление протестантизма позволило эти запреты частично снять, сказав, что ограбление соплеменников и единоверцев не является чем-то предосудительным. Просто если вам удалось кого-то ограбить, то это означает что вы любимчик бога и делаете все правильно. И вот в такую атмосферу войны всех против всех и оказалась вброшена Главная Технология. Естественна, она была поставлена на службу этой войне. Но это означало, что многие скрытые в ней потенциальные возможности либо не использовались, либо использовались очень однобоко. Чему служит технический прогресс при капитализме? В первую очередь созданию продукта, способного вызвать у потребителя зависимость (физиологическую или психологическую) от этого продукта, так чтобы можно было до бесконечности качать из потребителя деньги. Во вторую очередь – создание средств производства этого продукта, позволяющих производить его во все возрастающих масштабах. Добавьте сюда создание новых видов вооружений, чтобы захватывать новые рынки сбыта и источники сырья, и этим репертуар исчерпан. Из бесконечного множества изобретений, которые могут быть созданы с помощью Главной Технологии, было выбрано очень ограниченное подмножество.

То, что произошло в России в 1917 году, начиналось как социальная революция. Но очень скоро оно переросло в то, что тогда называли «культурной революцией», а по сути являлось революцией цивилизационной. Произошла полная смена системы смыслов и ценностей цивилизации. Основным смыслом и целью жизни при капитализме является разбогатеть, так чтобы можно было заставить других работать на себя (т.е. сделаться паразитом), чтобы еще больше разбогатеть, для того, чтобы можно было покупать все продукты и услуги, предлагаемые капиталистическим рынком и таким образом сделаться «наркоманом» всех этих продуктов и услуг, вырабатывающих психологическую и физиологическую зависимость у потребителя. В отличие от этого, смыслом и целью жизни в создаваемом новом мире были познание и творчество на основе этого познания. Главная Технология оказалась на службе совсем иных целей и начала порождать совсем иные изобретения. К сожалению, мы не очень многое из них успели увидеть – СССР был молодой, только начинавшей индустриализироваться страной, и для реализации большинства из них попросту не успели создать материальную базу, а когда база была почти готова, СССР оказался разрушен извне. Но кое-что мы увидеть успели, пусть исполненное не на нашей материальной базе, а на американской.

Только в контексте Советской Цивилизации могло быть востребовано творчество Циолковского, которое было абсолютно никому не интересно при капитализме. Королева создал Циолковский, его книги. Королев заставил Америку, пусть не всю, пусть только сотню тысяч американских инженеров, и пусть ненадолго, всего лишь на десяток лет, приподняться над идиотизмом капиталистической жизни и начать творить вне рамок капиталистического рынка. Результат оказался ошеломляющим. Программа «Аполлон» создала тот 21-й век какой мы знаем сегодня, мир умных вещей, в котором интегральные схемы проникли во все сферы жизни, и самое главное, совершили вторую информационную революцию, сделав любую информацию доступной в любое время и в любом месте. Первая информационная информация, связанная с изобретением книгопечатания Гуттенбергом, сделала возможным появление Главной Технологии – ни Галилей, ни Бэкон ничего бы не придумали, если бы они не читали книги, отпечатанные на печатном станке. Какими будут последствия второй информационной революции мы пока еще не знаем, но уверенно можно сказать – будет интересно.

Итак, что же мы имеем в сухом остатке. Десяток лет, сотня тысяч инженеров – в масштабе мировой истории это было мгновенное, точечное событие. На мгновение перед нами приоткрыли завесу и показали, на что на самом деле способна Главная Технология, если использовать ее потенциал на полную катушку. Приоткрыли и тут же опустили. Советский Союз был разрушен, и западная ветвь европейской цивилизации впервые за две тысячи лет оказалась одна, без своего «альтер эго», показывающего ей как все могло бы быть иначе. И двадцать лет вокруг Земли летает Международная Космическая Станция, накручивает круги, и никуда не летит…

Что скрыто за завесой?

За завесой скрыт Самый Большой Приз. Нанотехнологии, и, в конечном счете, Бессмертие.

Но вместо того, чтобы попытаться снова приоткрыть завесу, человечество сегодня дружно занято выяснением отношений и сведением счетов. Но это тема для отдельного большого поста. А сегодня я поздравляю всех с полувековым юбилеем того малого, что все же удалось совершить вопреки всей человеческой глупости.