Александр ЛАЗАРЕВИЧ

Большое интервью (2019)

Предисловие

Часть 1. О технокоммунизме, советской мечте и искусственном интеллекте.

1. О трансгуманизме и технокоммунизме

2. Об обновленном СССР и спасении капитализма

3.  И еще раз о спасении капитализма, была ли Октябрьская революция напрасной , и о цивилизационной контрреволюции 1991 года

4. Почему новая цивилизации возникла именно в России

5. О причинах гибели СССР

6. О советском народе

7. Финализм и анитифинализм как основы двух разных пониманий смысла жизни

8. Об искусственном интеллекте и "мышлении без сознания"

9. О своем "писательстве"

Часть 2. О научной фантастике, прикладной философии и власти идей

10. Опять о писательстве, публичности и википедии

11. О "дегуманизациии" человека технологиями

12. О "недружелюбном" исскусственном интеллекте

13. О достижимости "светлого будущего"

14. "Звездолет-1": как устроено идеократическое общество

15. Фантастика как "прикладная философия", конструирующая Мечту

16. И еще раз о символе планеты Марс на гербе СССР

17. О "соратниках" и разнице между политиками и фантастами

18. О творчестве и творческих планах

Приложение. Избранные посты ВКонтакте (2017-2020 г.)

Книга о Мечте, которую мы потеряли

Несколько мыслей к столетнему юбилею Октября.

Уроки программы "Аполлон"

1. Как программа «Аполлон» создала 21-й век.

2. Как Советский Союз заставил США приступить к программе «Аполлон»

3. Цивилизация творцов.

К 150-летнему юбилею Ленина

Празднование Победы в окопах Первой Мировой Биологической Войны (ПМБВ).
Невеселые мысли к юбилею Победы советского народа над фашистской Германией.

Послесловие о единственном конкурентном преимуществе России

Несколько мыслей к столетнему юбилею Октября.

Пост ВКонтакте от 6 ноября 2017 г.

Чем "социалистический" мир отличается от "капиталистического"? В теории - общенародной собственностью на средства производства. На практике - все в руках нового правящего класса, номенклатуры. И если быть последовательным марксистом, и считать, что производственные отношения полностью определяются уровнем развития производительных сил, то в этом нет ничего удивительного. Материально-техническая база коммунизма - это нанотехнологии, полная роботизация производства (читай: искусственный интеллект), и технологии, позволяющие перейти от использования ресурсов одной планеты к использованию ресурсов всей солнечной системы. То есть, на сегодня материально-техническая база коммунизма пока отсутствует. А значит, текущий уровень развития производительных сил с неизбежностью диктует капиталистический способ производства. И с точки зрения одной только экономики разница между "капиталистическим" "свободным рынком" и "социалистическим" госкапитализмом не так велика, как кажется на первый взгляд. Элементы и плановой экономики, и частного предпринимательства присутствуют и там, и там (хотя при "социализме" частное предпринимательство иногда вынужденно действовать подпольно - но это уже особенности законодательства, а не реально, по факту существующей экономической системы).

И тем не менее разница есть, и разница эта огромная. Она видна при сравнении, например, "социалистического" Китая и "капиталистической" Индии. Казалось бы, страны, близкие по количеству населения, но Китай - это мастерская мира, формально вторая экономика мира, а по сути первая, если считать объем производства реальных вещей, а не всякой неосязаемой дребедени вроде авторских прав и финансовых услуг как в США. А где Индия?

Или, ближе к дому, сравним "социалистический" СССР и "капиталистическую" РФ. На счету у первого - победа над самой технологически и промышленно развитой страной середины прошлого века Германией в очень технологичной войне танков и самолетов, второй мировой войне, полное восстановление разрушенной в войну промышленности менее чем за десять лет, и советский прорыв в космос. У РФ - полная неспособность за четверть века достичь уровня производства, существовавшего в СССР, и бурное ликование по поводу того, что в кои-то веки удалось побить рекорд СССР по сбору урожая (в основном благодаря наступившему глобальному потеплению - но об этом обычно умалчивают).

Так в чем же причина этой разницы? Причина, на мой непросвещенный взгляд, вовсе не в производительных силах и производственных отношениях. Причина в очень неосязаемых вещах, в "духе" общества, если угодно. Чувствую, что сейчас марксисты начнут ругать меня за идеализм, но на самом деле ничего идеалистического в том, что я пытаюсь сказать, нет. Возьмем к примеру компьютер - вещь вполне материальную. То есть материальным является то, что называют "компьютерным железом". Но есть еще и программное обеспечение, сущность информационная, которая собственно материей не является, но тем не менее составляет часть нашего материального мира, поскольку самым непосредственным образом влияет на его поведение. На одном и том же "железе" можно запустить какую-нибудь глупую игрушку-стрелялку, а можно запустить расчет структуры молекулы для нового лекарства, которое спасет миллионы жизней. В обоих случаях компьютер произведет одно и то же количество операций и потребит одно и то же количество электроэнергии, но непосредственные результаты и отдаленные последствия его работы будут очень разными. Под "духом" общества я имею в виду его "программное обеспечение", исполняемое на "железе" - производительных силах. Как и в случае с компьютером, разное программное обеспечение общества приводит к очень разным результатам его деятельности.

Если мы посмотрим на вещи под этим углом, то увидим, что фундаментальная разница между "капитализмом" и "социализмом" состоит в том, что идеалом существования и смыслом жизни при "капитализме" является паразитирование на себе подобных, а при "социализме" - познание и творчество. И это самая фундаментальная разница, гораздо более реальная и весомая, чем все различия в экономической и политической сферах.

Событие, столетие которого мы отмечаем, разные люди называют по-разному - одни Великая Октябрьская Социалистическая Революция, а другие - октябрьский переворот. В моем понимании, это была Великая Октябрьская Цивилизационная Революция, ибо она полностью сменила "программное обеспечение" общества, всю его систему смыслов, целей и ценностей. Если мы посмотрим на вещи именно с этой точки зрения, то все метания советской экономической мысли - от военного коммунизма к НЭПу, от НЭПа к командно-административной системе, от нее к хозрасчету и т.п. - никоим образом не определяют сущности Советской Цивилизации - сущность состоит в духовных ценностях, смыслах и целях, которые сохранялись несмотря ни на какие экономические метания. И точно также суть контрреволюции 1991 года состояла вовсе не в переходе к "демократии" и "свободному рынку", а том, чтобы внушить людям, что главная цель и смысл жизни состоит в том, чтобы стать паразитом, что стремление к этому вовсе не позорно, а напротив. весьма респектабельно и уважаемо. То есть цель 1991 года состояла именно в цивилизационной контрреволюции.

Октябрь 1917-го года создал ту цивилизацию, которая в конечном счете породила современный Китай, страну которой принадлежит будущее. И если мы не хотим и дальше сидеть на обочине истории и смотреть как Китай скрывается за горизонтом, нам пора думать о цивилизационной контр-контр-революции у себя дома. Я не предлагаю бегать по улицам с ружьями, я говорю о том, что нам нужна революция в головах. Я не предлагаю ломать экономический уклад - если в головах будут правильные цели, уклад сам под них в конце концов подстроится.

И для начала, неплохо бы вернуть выходной день 7 ноября вместо 4 ноября. Пусть хотя бы молодежь задумается о том, чем велик этот день, почему по своей значимости он превосходит все, что когда-либо происходило в отечественной истории.

Всех с праздником столетия со дня начала путешествия к Советской Мечте! Будем надеяться, что путешествие не оборвалось, оно лишь временно приостановлено в связи с форс-мажорными обстоятельствами.