Александр ЛАЗАРЕВИЧ

Большое интервью (2019)

Предисловие

Часть 1. О технокоммунизме, советской мечте и искусственном интеллекте.

1. О трансгуманизме и технокоммунизме

2. Об обновленном СССР и спасении капитализма

3.  И еще раз о спасении капитализма, была ли Октябрьская революция напрасной , и о цивилизационной контрреволюции 1991 года

4. Почему новая цивилизации возникла именно в России

5. О причинах гибели СССР

6. О советском народе

7. Финализм и анитифинализм как основы двух разных пониманий смысла жизни

8. Об искусственном интеллекте и "мышлении без сознания"

9. О своем "писательстве"

Часть 2. О научной фантастике, прикладной философии и власти идей

10. Опять о писательстве, публичности и википедии

11. О "дегуманизациии" человека технологиями

12. О "недружелюбном" исскусственном интеллекте

13. О достижимости "светлого будущего"

14. "Звездолет-1": как устроено идеократическое общество

15. Фантастика как "прикладная философия", конструирующая Мечту

16. И еще раз о символе планеты Марс на гербе СССР

17. О "соратниках" и разнице между политиками и фантастами

18. О творчестве и творческих планах

Приложение. Избранные посты ВКонтакте (2017-2020 г.)

Книга о Мечте, которую мы потеряли

Несколько мыслей к столетнему юбилею Октября.

Уроки программы "Аполлон"

1. Как программа «Аполлон» создала 21-й век.

2. Как Советский Союз заставил США приступить к программе «Аполлон»

3. Цивилизация творцов.

К 150-летнему юбилею Ленина

Празднование Победы в окопах Первой Мировой Биологической Войны (ПМБВ).
Невеселые мысли к юбилею Победы советского народа над фашистской Германией.

Послесловие о единственном конкурентном преимуществе России

Послесловие. О единственном конкурентном преимуществе России

Сегодня, по прошествии полутора лет после интервью, я могу дать гораздо более четкий ответ на заданный в нем вопрос, почему новая цивилизация, цивилизация творцов, возникла именно в России, а не на Западе.

Такая цивилизация не возникла на Западе, потому что Запад может позволить себе поддерживать у себя классовое общество, а Россия, по большому счету, позволить себе такого не может. То есть, конечно, и до, и после СССР (и даже в отдельные периоды советской эпохи) попытки построения классового общества у нас были, но они всегда требовали от нашего народа таких нечеловеческих усилий, которые ставили его на грань физического выживания.

Классовое общество – вещь довольно затратная. Дело в том, что классовое общество – это попытка воспроизвести в рамках человеческого общества структуру обезьяньего стада, с его делением на альфа-самцов и быдло. Для обезьян такая социальная структура естественна, никаких особых затрат со стороны стада не требует и никакими недополученными преимуществами для него не чревата. С людьми все гораздо сложнее. Помимо инстинктов, люди еще обладают разумом, и это в корне меняет ситуацию. Наличие разума означает, что поведение людей определяется не только и не столько инстинктами, сколько культурными традициями, включающими в себя, помимо прочего, представления о добре, зле, справедливости и достоинстве. Оно также подразумевает способность мыслить и сравнивать эти представления с окружающей действительностью. И не случайно, что из как минимум сорока тысяч лет истории человечества, люди жили в классовых обществах на протяжении не более последних пяти тысяч лет. Подавляющую по продолжительности часть своей истории человечество жило в бесклассовом обществе и все культурные традиции, все представления людей о справедливости сформировались именно в эту эпоху. Для того, чтобы заставить людей жить не как люди, а как обезьяны, классовому обществу потребовалось нейтрализовать самое главное отличие человека от обезьяны – разум. Самыми разными способами. Изначально это было промывание мозгов с помощью организованной государственной религии, затем прибавились государственная пропаганда, коммерческая реклама, маркетинг, поп-культура. И, конечно же, важнейшей задачей любого классового общества является недопущение быдла к настоящему образованию, поскольку образование может пробудить в людях способность к мышлению и сделать их невосприимчивыми к промыванию мозгов. А это означало бы конец классового общества. Поэтому любое классовое общество всегда несет огромные накладные расходы, связанные с поддержанием народа в невежественном состоянии. Расходы на содержание машины по промыванию мозгов велики, но они меркнут в сравнении с размером недополученной обществом выгоды. Недополученной в результате того, что в народе родились миллионы гениев, родились – но гениями так и не стали, потому что не получили соответствующего образования. Миллионы изобретений, открытий, да хотя бы просто рацпредложений, которые могли бы на порядки увеличить общественное богатство, так и не были сделаны. Но тем не менее Европа с ее благоприятными природными условиями и обширными колониями могла позволить себе быть столь расточительной, не опуская при этом уровень жизни своего населения ниже плинтуса.

В России все немного иначе. По сравнению с Европой, холодная и разбросавшая свои города и веси на тысячи километров Россия, по своим природным условиям располагается где-то на полпути к Луне, а лунная экономика в принципе не может конкурировать с земной – одни только затраты на обогрев и транспортировку загоняют стоимость любого продукта в заоблачные выси. Элита российской империи могла обеспечивать себе уровень потребления, сравнимый с европейским, только загнав крестьян в крепостное рабство, чтобы не убежали в теплые края, и деря с них три шкуры.

Когда в 1917 году Ленин оказался на вершине власти в холодной, разоренной войной, бескрайней и бездорожной России, он понял, что у России перед Западом может быть только одно-единственное конкурентное преимущество. Запад не готов отказаться от классового общества, а значит и дальше будет нести связанные с ним издержки. А мы психологически готовы. Поэтому - в сторону религию  и всю машину промывания мозгов. Единственный для нас способ догнать и перегнать развитые страны - это стать умнее и образованнее их. Но чтобы стать образованнее их, надо открыть образование для всех граждан страны, без различия классов. Капиталистический мир ежегодно теряет миллионы талантов, просто потому что настоящее образование там только для господ. Они не могут допустить у себя рационально мыслящий народ - вся система, основанная на том, то господа управляют быдлом неизбежно развалится, если перестать обыдливать население. И это единственное, на чем мы можем их обойти - если поставим перед собой цель строить общество, не разделенное на господ и быдло. Вот что попытался сделать Ленин, и это то, благодаря чему СССР выиграл ВОВ и запустил человека в космос. Даже при том, что классовое разделение общества в СССР полностью преодолеть не удалось, была провозглашена цель построения коммунизма, была по крайней мере сделана попытка и под эту попытку была выстроена соответствующая система образования и научных учреждений. Эта система продолжала существовать даже в самые темные периоды советской истории, когда под прикрытием коммунистических лозунгов номенклатура фактически превратила СССР в классовое общество, правила страной как империей, а не как союзом братских народов, вернула религию, и даже попыталась превратить в религию собственно сам коммунизм.

В середине 1950 годов Хрущев попытался обратить эти тенденции вспять – и сделал это частично успешно. Ему удалось на какое-то время снова убедить народ, что власть всерьез рассматривает построение бесклассового общества как реальную цель. Он вернул народу энтузиазм, без которого никто бы не захотел «учиться, учиться, и учиться», и тем самым еще на несколько десятилетий продлил жизнь СССР. Я думаю, что представления некоторых современных "левых" о том, что своими действиями Хрущев якобы разрушил СССР, основаны на том, что у молодого поколения перемешалась в голове весьма взвешенная критика культа личности (т.е. культа альфа-самца) периода «оттепели» с оголтелой антисоветской пропагандой периода «перестройки». А отличать это два периода очень важно, они имели совершенно разную природу и цели, хотя «перестройка» и пыталась мимикрировать под «оттепель».

В 1964 году номенклатура свергает Хрущева, и вот тут действительно начинается разрушение СССР. Народ теряет веру в серьезность намерений правительства строить бесклассовое общество. Смысл учиться исчезает. Страна теряет свое единственное конкурентное преимущество.

В 1991 году номенклатура делает завершающий ход, открыто объявляет своей целью построение классового общества, общества, основанного на разделении народа на господ и быдло, и приступает к демонтажу советской системы образования и научных учреждений, одновременно при этом поддерживая религию.

Почему они решили, что в этот раз у них получится, ведь предыдущая попытка построения классового общества в России закончилась 1917 годом? Почему российская элита решила отказаться от единственного конкурентного преимущества России? Ответ простой – они вообще больше не собирались ни с кем конкурировать. Они считали, что раз у них есть нефть и газ, то всю страну можно превратить в нефтегазового рантье, бездельника, стригущего купоны с продажи полезных ископаемых, выкопанных на обширной территории, охраняемой ракетами с ядерными боеголовками. Проблема только в том, что, с одной стороны, запасов углеводородов в этой земле осталось лет на 20, а с другой стороны, экономика всего мира сейчас пытается слезть с нефтяной иглы и перейти на возобновляемые источники энергии, что возможно удастся сделать еще раньше, чем будут исчерпаны запасы нефти. Где тогда окажется Россия?

А что касается отказа от конкуренции, то это вызывает проблемы уже сейчас. События последних лет показали, что мир стал другим, гораздо более взаимосвязанным и уязвимым, и теперь уже так просто не отсидишься, спрятавшись за доставшимся в наследство от СССР ракетно-ядерным щитом.

А тем временем Китай воспользовался нашим ноу-хау, соединил конкурентные преимущества, которые получает страна строящая бесклассовое общество, с географическими и демографическими преимуществами Китая, и превратился в сверхдержаву. Сохранит ли Китай приверженность цели построения коммунизма, пока не известно. Он воспользовался этим преимуществом чтобы прорваться из третьего мира в элитный клуб промышленно развитых держав. В принципе, теперь, когда он там, он вполне может стать в один ряд с такими капиталистическими странами как Япония и Южная Корея, и отбросить коммунизм как ракета отбрасывает первую ступень – дальше он может и без него, его география и демография вполне позволяют ему быть конкурентоспособным и без таких сильнодействующих средств.

В отличие от Китая, Россия – это страна которая в силу своих природных условий в принципе не может быть конкурентоспособной без мобилизационной идеи. Но такой мобилизационной идеей никогда не сможет стать покупка еще одной яхты или лондонской футбольной команды каким-нибудь олигархом. Ну не будет наш народ рвать жилы и кричать: «Даешь нашему барину еще одну яхту!». Никогда не будет.

Поэтому для России коммунизм – единственное возможное конкурентное преимущество, и как бы нашей "элите" не хотелось продолжать чувствовать себя альфа-самцами, царящими над быдлом, раньше или позже придется вернуться к реальности. Наш коммунизм надежнее, потому что он вынужденный. Но только в этот раз придется строить бесклассовое общество всерьез и по-честному. Советское образование дало свои плоды: народ научился понимать, когда ему лгут. Стабильность обезьяньего стада больше не гарантирована. Даже после 30 лет выкорчевывания советского образования и советской культуры, советская цивилизация продолжает жить в народе и народ продолжает смотреть советские фильмы. И в этом может быть наше спасение. Но у нас остается очень мало времени, чтобы сменить призрачную стабильность обезьяньего стада на искренний энтузиазм строителя коммунизма.