КАК ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ

Если Вы собираетесь использовать эту книгу как толковый словарь (т.е. только для справок), выйдите на первую страницу и выберите "АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОНЯТИЙ".

Однако эту книгу можно использовать и в качестве учебника - как введение в философию технокосмизма . В качестве отправной точки для чтения можете выбрать любое заглавное слово в разделе "О чем эта книга" или в меню "Основные темы, рассматриваемые в этой книге (обзорные статьи)" . Выбирайте любое заинтересовавшее Вас заглавное слово внутри каждой вновь вызываемой темы. Не старайтесь сразу же на 100% понять о чем идет речь - для первого чтения вполне достаточно и 20% понимания. Когда, прочтя еще несколько других тем, Вы снова вернетесь к первой теме (для возвращения используйте нарисованную кнопку с надписью "Назад" во второй сверху строке экрана), Вы обнаружите, что процент понимания значительно возрос. Чтобы понять все (точнее, почти все, ибо абсолютное понимание вообще недостижимо как горизонт), Вам возможно придется сделать несколько таких "кругов". Выбирая свой "маршрут" по этой гиперкниге, руководствуйтесь только одним правилом: Вам все время должно быть интересно читать, потому что если Вам не интересно, то это может означать только одно из двух - либо Вам еще рано читать выбранную Вами словарную статью, либо она Вам вообще не нужна - Вы все знаете и без нее.

Для любознательных - несколько слов о концепции рекуррентного самообучения, положенной в основу этой книги.

На первый взгляд может показаться, что научиться чему-либо с помощью гипертекста гораздо сложнее чем с помощью обычного "линейного" текста, где информация подается в строго выверенной последовательности. Однако необходимо понять, что строго выверенная последовательность обычных "линейных" учебников не помогает, а наоборот мешает восприятию материала. Она рассчитана на некоего воображаемого усердного ученика, который на "пятерку" усвоил все предыдущие предметы учебного курса, абсолютно ничего не знает о предмете излагаемом в учебнике, и одновременно горит желанием все о нем узнать. Ясно, что в реальной жизни таких идеальных учеников просто не существует: если ничего не знать о предмете, то он не может быть интересен; а если у ученика есть интерес, значит он уже кое-что знает, и потому некоторые из глав учебника могут оказаться для него излишними.

Поэтому в реальной жизни процесс обучения никогда не происходит "линейным" образом, строго по учебнику. Мы всегда сначала пролистываем учебник, чтобы узнать о чем он. Какие-то вещи привлекают наше внимание, заинтересовывают нас, мы начинаем читать с середины страницы, но вскоре оказывается, что для того, чтобы понять о чем идет речь, необходимо сначала изучить материал где-то вначале учебника. Потом, когда мы начинаем читать учебник последовательно и доходим до этого нужного нам материала, мы естественно усваиваем его гораздо лучше и прочнее, чем весь остальной материал - потому что у нас уже есть мотивация к его изучению. Прочитав еще несколько глав, мы понимаем, что среди "пройденного" материала также было несколько параграфов, необходимых для понимания последующего текста - и мы перелистываем учебник на несколько страниц назад, и снова читаем эти страницы, но на этот раз они воспринимаются нами совершенно иначе в силу двух взаимосвязанных причин - 1) у нас есть мотивация к изучению этих параграфов и 2) у нас есть дополнительные фоновые знания, приобретенные, когда мы читали страницы, следующие за этими параграфами.

Таким образом, реальный процесс обучения всегда происходит не "линейным", а рекуррентным способом, т.е. способом последовательных возвращений к уже "пройденному", на все более и более высоких уровнях понимания.

Гипертекст, позволяя читателю самому выбирать последовательность изложения материала в соответствии со своим индивидуальными интересами, помогает выкинуть из этого процесса чтение тех страниц, которые читатель все равно еще не способен усвоить, поскольку у него нет еще для этого необходимых фоновых знаний и мотивации, и таким образом ускорить этот процесс. И с другой стороны он помогает придти к этим страницам именно тогда, когда читатель наконец готов к их восприятию.