История создания научно-фантастической дилогии "Червь"
Идея саморазмножающихся машин не нова - впервые она была высказана еще одним из отцов кибернетики, Фон Нейманом (так называемые автоматы Фон Неймана). В начале 1960-х годов советский писатель-фантаст А.Днепров в своем великолепном рассказе "Крабы идут по острову" сделал следующий шаг - применил законы дарвиновской эволюции к саморазмножающимся автоматам Фон Неймана. Так что идея использования эволюционирующих автоматов фон Неймана для создания новой военной техники, и даже сам термин "краб", встречающийся в тексте "Повелителя Марса", восходят к этому гениальному рассказу. Принципиально новой идеей в "Черве" было лишь применение законов дарвиновской эволюции к нематериальным объектам, т.е. к виртуальным автоматам Фон Неймана, или, иными словами, к компьютерным вирусам. Причем эта последняя идея пришла мне в голову далеко не сразу.
Если Вы внимательно посмотрите на даты написания "Червя-1" и "Червя-2", то увидите, что первый датирован 1991 годом, а второй 1989-1992 годами - проще говоря, первый "Червь" был сделан из "отходов производства", накопившихся в процессе работы над "Повелителем Марса". Если уж быть совсем точным, то история создания этих произведений такова: В 1989 году Американо-Советская Киноинициатива (АСК) объявила конкурс заявок на сценарий, и я послал им первоначальный набросок "Повелителя Марса", пока еще весьма далекий от окончательного варианта. Речь там шла о советско-американской экспедиции на Марс с целью ликвидации последствий опасного военного эксперимента: за двадцать лет до экспедиции и наши, и американцы, независимо друг от друга попытались использовать Марс в качестве полигона для выведения саморазмножающихся роботов-солдат. Когда к полной неожиданности для авторов эксперимента на Марсе вдруг встретились сразу четыре армии роботов (две наши и две американские) начался хаос и эксперимент полностью вышел из-под контроля с Земли. Ну и так далее.
Я тогда был весьма высокого мнения об этой заявке (как я теперь понимаю, весьма несовершенной, написанной в духе эйфории первых лет перестройки - что называется, "мир, дружба, жвачка!"), и потому был весьма раздосадован, когда эта заявка никуда не прошла. "Ну ладно!" - подумал я -"Раз не понимаете хороших вещей - напишу Вам плохую! Напишу так, что будет понятно даже идиоту!". И когда в 1990 году АСК снова объявила конкурс, я послал другой вариант, в котором сюжет был перенесен из 2019 года в 1992 год - всего на два года в тогдашнее будущее. Идея состояла в том, что читателю (зрителю) гораздо легче представить себе действие, разворачивающееся в настоящем, чем в будущем, и интерес к действию соответственно повышается. Однако перенос времени действия потребовал радикальной переделки сюжета. Ни о каком Марсе речи уже быть не могло. И роботов тоже уже не куда было девать на тесной планете Земля. Размножаться уже должны были не роботы, а компьютерные программы. Из первоначального варианта осталась лишь идея применения Дарвиновской эволюции к небиологическим объектам. Замена роботов на компьютеры тоже способствала повышению читательского интереса, потому что роботов мы в повседневной жизни пока не наблюдаем, и потому человеку с улицы они кажутся чем-то нереальным, а компьютеры - вот они, стоят у него на столе. И наконец, чтобы уж действительно было интересно даже идиоту, я воспользовался классической голливудской сюжетной схемой: "плохой парень весь фильм пытается убить хорошего парня, и ближе к концу почти совсем его убивает, но тот в самом конце собирается с силами и плохого парня приканчивает. Happy End!". Простенько до идиотизма, однако работает безотказно! На роль плохого парня я взял интеллектуального компьютерного червя, на роль хорошего парня - хакера. Однако и это не помогло - вторая заявка канула в лету так же бесследно как и первая. (Вообще-то не совсем бесследно - через тринадцать лет отголоски этой заявки вдруг всплыли в голливудском фильме "Терминатор-3")
Вторая копия этой заявки пролежала в ящике моего письменного стола почти пол-года, пока я, почти случайно, не прочитал ее одному знакомому программисту. Он пришел в страшное возбуждение, и сказал, что эту вещь обязательно надо написать. Поскольку я тогда был в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, я решил "поступться принципами" и написать эту чисто коммерческую вещь в надежде опубликовать ее. Правда, я все же постарался внести в нее хоть какие-то идеи, может быть не открытым текстом (в атмосфере массовой антикоммунистической истерии, захлестнувшей нашу страну в конце 1991 года, высказывать точку зрения, не совпадавшую с официальной, "демократической", было весьма опасно), а так, в подтексте, между строк. Если Вы внимательно перечитаете последний разговор Джона Хэкера с Князем Тьмы, Вы увидите, что почти все основные темы "Повелителя Марса" там уже пунктирно намечены.
Попытки опубликовать "Князя тьмы" начались осенью 1991. Компьютерный журнал "Монитор" даже выплатил мне тогда аванс 400 рублей (приличные по тем временам деньги, они до сих пор лежат у меня на сберкнижке, теперь уже как чисто символическая сумма - до сих пор единственные деньги заработанные мною литературным трудом), однако редакционная политика журнала вскоре изменилась и они этот рассказ не напечатали. Потом еще были попытки "пристроить" рассказ в "Технику-Молодежи", где мне сказали, что у них план публикаций забит на много лет вперед; потом частные издательства, где мне говорили, что у них нет бумаги (врали конечно - причина гораздо проще: зачем публиковать автора с именем, неизвестным публике, когда можно нашлепать зарубежных именитостей - есть гарантия, что публика будет их покупать, да к тому же и гонорары им платить не надо. Вообще, для писателя имя - все равно что лейбл для джинсов: не известен - не продашь). В конце концов я решил передать рассказ в безвозмездное пользование Советскому народу и поместил его на местной BBS, откуда он разошелся по другим BBS-кам и даже недавно попал в сборник на CD-ROMе (сборник назывался BBS #1).
Однако напечатать "Князя Тьмы" так и не удалось, и я зарекся писать "коммерческие" вещи. Между тем я продолжал обдумывать различные варианты "Повелителя Марса" - сюжет, который мне нравился несравненно больше, чем примитивный "Князь Тьмы". (Хотя я понял, что "Князь Тьмы" мог бы стать динамичным прологом к событиям "Повелителя Марса"). Постепенно в голове у меня стал складываться совершенно новый вариант, безо всякой оглядки на коммерцию - только то, что я на самом деле хотел сказать.
"Повелитель Марса" и советский народ
Шел декабрь 1991 года. И тут произошло событие, после которого я уже не мог не начать писать "Повелителя Марса". По телевидению показали, как спускают на Кремле флаг моей страны. Эта страна часто бывала несправедлива ко мне. В ней вообще было много всякой несправедливости. Но это была моя страна. Наверное, в ней было много плохого, но пока она была, мы могли постараться сделать ее лучше. Я всю жизнь мечтал о том, чтобы она стала свободной, богатой и справедливой. Я всю жизнь учился, надеясь, что мои знания когда-нибудь помогут сделать ее хоть немного лучше. Но в тот миг она погибала. Я стоял перед экраном телевизора и не мог ничего сделать, чтобы этому помешать. Я мог только проклинать себя за свои ранние, полу-диссидентские рассказы типа "Звездолета-1". Все кончено. Флаг моей страны опущен. Над Кремлем поднят чужой флаг. Чужой герб. Чужой гимн. Чужая страна. Я, гражданин СССР, в один миг оказался в чужой стране, даже не выходя из дома.
Меня часто обвиняют в ностальгии по прошлому. Причем произносят "ностальгия" так, как будто это бранное слово. А между тем ничего ругательного в нем нет. В переводе с греческого оно означает "тоска по родине". По родине, вернуться на которую невозможно, потому что ее больше нет.
Эта тоска - не по дешевой колбасе. Это тоска по несбывшемуся будущему, по будущему, которое у нас отняли. Советская цивилизация построена вокруг понятия "светлого будущего". Сейчас кое-кто считает хорошим тоном иронизировать по поводу этого понятия. Но дело в том, что будущее на самом деле всегда светло - пока в него обращены наши надежды и мечты, пока оно не наступило и мы сами его не изгадили.
И тут вдруг пришли новые люди и предложили - да даже не предложили, а нож к горлу приставили и потребовали: всем жить только сегодняшним днем. Разница между "жизнью с мечтой" и "жизнью сегодняшним днем" гораздо более фундаментальна и глубока, чем разница между так называемыми " социализмом" и "капитализмом". Последняя была раздута идеологами как СССР так и США для того, чтобы оправдать соперничество двух сверхдержав на мировой арене. В реальной экономической жизни заметить ее трудно. Согласно утверждениям идеологов, для социализма характерна плановая экономика, а для капитализма - свободный рынок. Тот факт, что в СССР наряду с плановой экономикой существовала весьма обширная теневая экономика, действовавшая по законам свободного рынка всегда замалчивался советскими идеологами - по идеологическим мотивам. Американские же идеологи обычно стыдливо умалчивали, что в США осуществляется широкомасштабное государственное планирование производства - опять же по идеологическим мотивам. Еще идеологи утверждали, что при социализме средствами производства владел народ, а при капитализме - частные хозяева. На самом же деле, средствами производства и в СССР, и в США, всегда распоряжались управляющие - чиновники, менеджеры - назовите их как хотите. Конечно, между двумя странами имелись и отличия, например в том, насколько сильно и насколько умело государство вмешивалось в процесс производства - но это были именно количественные отличия, а не качественные. По-видимому, при одинаковом уровне развития производительных сил, экономика неизбежно оказывается организованной одинаковым образом, и единственное, что могут сделать идеологи - это попытаться облачить эту одинаковость в непохожие идеологические одежды.
Мое неприятие произошедших перемен не имеет ничего общего с неприятием капитализма как чего-то противоположного социализму - то, что между ними нет принципиальной разницы, я знал уже давно. Мое неприятие есть неприятие попыток уничтожить ту цивилизацию, частью которой я являюсь - советскую цивилизацию.
И есть еще одна очень важная причина, по которой я не могу смириться с тем, что происходит: советская цивилизация, будучи цивилизацией, ориентированной на покорение космоса, давала человечеству шанс на преодоление межпланетного барьера роста, возможность избежать ловушки ограниченных ресурсов Земли (что это такое см. в "Генераторе Желаний" или в "Ключе к Будущему" - три предыдущие гипертекстовые ссылки указывают на соответствующие статьи в этой гипертекстовой энциклопедии. Собственно говоря, дилогию "Червь" можно рассматирвать и как попытку популяризации идей, изложенных в первых двух главах "Генератора Желаний"). Если не удастся изменить ход событий, не исключено, что историки будущего будут датировать начало второго средневековья декабрем 1991 года, подобно тому, как они датируют начало первого средневековья падением Рима.
Но вернемся к "Червю". Итак, cоветской страны больше не было, но оставался советский народ. Хотя мы и стали народом без родины, чем-то вроде новых цыган, для меня уже тогда, в декабре 1991 года было ясно, что мой народ не исчезнет вслед за моей родиной. И я чувствовал своим долгом объяснить это тем советским людям, кто этого не понял и растерялся. Я решил попытаться создать нечто вроде советского национального эпоса. Знаю, что это звучит нескромно - эпос должен создавать весь народ, а не отдельные сочинители, но это всего лишь попытка.
Эпические события должны были разворачиваться в будущем - в полном соответствии с советской культурной традицией, ибо устремленность в будущее есть основа советской цивилизации. И еще это очень техноцентристская цивилизация, в основе ее лежит поклонение техническому прогрессу, так что сюжет о марсианских роботах пришелся как нельзя кстати.
По-настоящему понять "Повелителя Марса", не зная, не понимая, и главное, не любя "легенд и мифов древней Советии" просто невозможно. Однако я надеюсь, что ее прочтут и убежденные антисоветчики и может быть хотя бы поймут, что официально принятая ныне точка зрения на советский народ не является единственной, и может быть даже не обязательно является правильной. Я глубоко убежден, что большая часть несчастий, обрушившихся на нашу страну вызвана тем, что мы пытаемся притвориться теми, кем мы на самом деле не являемся. Мы - советские люди, нравиться нам это или нет. Советские - а не русские, украинцы, евреи, татары или какие-либо другие древние народы, которые, опять же, нравиться нам это или нет, практически прекратили свое существование как этно-культурные общности. Мы должны научиться быть самими собой, а не "возрождать" то, что давно умерло (в результате "возрождения" покойника может получиться только зомби). Мы должны наконец примириться со своим советским происхождением, со своими советскими отцами и дедами, со своей советской историей и культурой. Когда я говорю примириться, я вовсе не хочу сказать, что мы должны признать хорошим все то плохое, что было в нашей истории. Мы должны признать, что то плохое, что есть в советском национальном характере, есть часть нас самих, и что мы должны изживать это долго и упорно, до тех пор пока мы не сможем начать не стыдиться, а гордиться тем, что мы - советские люди. Это долгий и трудный путь, но это единственный путь который может вывести нас к свету, к единой стране Советии. Альтернативный же путь - сказать, что я, мол, теперь больше не советский, а русский, украинец, или татарин, и сменить флаг и вероисповедание, ничего не меняя в самом себе - это дорога в никуда, в пропасть бесконечных междуусобиц и так называемых "межнациональных" конфликтов одной части советского народа с другой.
Итак, отвергнутый кинопроизводителями и издателями, "Червь" продолжает расползаться по сети BBS, а недавно вылез и на интернет. Я все еще продолжаю надеяться, что "Червь" в конце-концов доползет до кинопродюсера, который им заинтересуется. Это должно быть очень красивое кино с огромным количеством компьютерной графики - роботы, марсианская пустыня, ракеты, Земля из космоса, пролет над поверхностью Луны и т.д., и т.п.. В общем это надо не читать, это надо смотреть, потому что "Повелитель Марса" - это все-таки киносценарий, а не повесть.
Post Scriptum (от 7 апреля 2012 г.). М-да, много воды утекло за 15 лет со времени написания приведенной выше статьи - одно только упоминание сети BBS чего стоит (для тех кто родился уже в эпоху интернета: BBS - это Bulleting Board System, подробности см. в википедии. В википедии также следует искать объяснение таким понятиям, встречающимся в тексте дилогии, как "акустический модем" , и прочим реалиям старины глубокой. ) А со времени создания "Повелителя Марса" прошло и вовсе 20 лет. Это был период взрывообразного увеличения мощности персональных компьютеров, появления все более изощренного программного обеспечения, позволяющего производить немыслимые ранее манипуляции с изображением, облеченным в цифровую форму, и роста интернета, этой гигантской библиотеки цифровой информации самого разного рода - от фотографий космических кораблей и планет, до их трехмерных моделей. И сегодня идея создать этот фильм самостоятельно постепенно перестает казаться безумной. Более того, одну главу я уже экранизировал (гл.34 "В иллюминаторе Марс"). Я не знаю сколько еще глав мне удастся экранизировать, но эта экранизация уже позволяет получить определенное представление о визуальном стиле предполагавшегося фильма:
Настоятельно рекомендую выставить в настройках плеера высокое разрешение и развернуть изображение на весь экран. Еще лучше - скачать ролик в высоком разрешении (720p) и посмотреть его на телевизоре с большим экраном. Подробнее об этой экранизации
Post Post Scriptum (30 января 2018 г) После приведенного выше ролика я сделал еще один. А потом еще один, и еще... Так что на сегодня их уже 12 и общая продолжительность их превышает полуторачасовой полнометражный фильм. Однако проблема в том, что полная продолжительность аудиокниги, используемой в качестве фонограммы фильма составляет около пяти с половиной часов. Иными словами, за шесть лет удалось отснять не более четверти фильма. То есть, учитывая мой возраст, до завершения этой работы я могу не дожить. Поэтому каждую отснятую главу выкладываю на яндек-диск и в торренты в максимально возможном качестве. На всякий случай, если монтировать окончательный фильм из этих рабочих материалов придется уже не мне, а какому-нибудь неизвестному мне любителю этой книги - пусть у него будут материалы пригодные для монтажа (ссылки для скачивания этих рабочих материалов - здесь. Если просто хотите посмотреть что получается, вот плейлист на ютьюбе со всеми экранизированными на сегодня главами: https://www.youtube.com/playlist?list=PLdMn411QxWBqEZZuaiKOWnZQSSNLTsfea ) А для того, чтобы лучше ориентироваться - краткий видеоконспект в котором более полутора часов отснятых материалов сконденсированы в 14-минутный ролик:
Post Post Post Scriptum (26 января 2021 г) Не было бы счастья, да несчастье помогло...Благодаря "удаленке", 2020 год оказался невероятно продуктивен. Всего к настоящему времени удалось отснять 28 эпизодов общей продолжительностью более трех с половиной часов. И самое замечательное, что теперь из отснятых эпизодов выстроена полноценная сюжетная линия первой половины дилогии- с "Пролога" (представляющего краткое содержание книги первой в дилогии) до главы 38 (в которой главный герой высаживается на Марс). Правда, между 1-й из 38-й главами пропущено 10 глав, но и без них смысл происходящих событий сможет легко понять любой зритель, даже если он не читал самой книги. Все экранизированные главы, расположенные по порядку, содержатся в плейлисте на YouTube .
Дополнительно о дилогии "Червь" можно почитать:
- Статья-указатель философских идей, на которых основан "Повелитель Марса" ("Червь-2") (из гипертекстовой энциклопедии "Ключ к Будущему")
- О том, почему на Советском гербе изображена планета Марс (материалистическое объяснение, в отличие от того, которое приведено в "Повелителе Марса").
- И еще немного об истории создания и последующих голливудских "приключениях" идей, заложенных в рассказ "Князь Тьмы": Несколько слов по поводу "кражи" идей или неизвестные страницы из жизни "Червя"