Есть Идея!


Дотянем Интернет до Луны!

Каждый гражданин Интернета должен иметь право вождения настоящего лунохода по настоящей Луне в реальном времени!

Суть идеи
Что такое Луноход с точки зрения оператора?
Почему именно Луна, а не Марс?
Сколько это будет стоить?
Кто за все это заплатит?
Что нужно сделать, чтобы не побили машину?
Что делать с очередями желающих поводить Луноход?
Какое доменное имя дать Луноходу?
Для чего вообще все это нужно?
Как это осуществить?


Суть идеи

Я думаю, что эта идея не требует долгих пояснений - заголовок говорит сам за себя. После огромного успеха на интернете картинок в реальном времени из самых различных географических точек земного шара с возможностью управлять поворотом камеры и трансфокатором объектива, после подключения к интернету настоящего телескопа, который можно навести на желаемое небесное тело и наблюдать его в реальном времени, после того, как была высказана идея напрямую подавать на интернет картинки с искусственных спутников Земли, кто-то раньше или позже неизбежно должен был предложить доставить на Луну луноход, управляемый пользователями интернета в реальном времени. Что я и делаю.

Что такое Луноход с точки зрения оператора?

Небольшое отступление для тех, кто слишком молод, чтобы помнить что представлял из себя советский Луноход-1, доставленный на Луну в 1971 году - первый в истории самоходный робот на Луне, управлявшийся операторами с Земли. Эта машина, намного опередившая свое время, была словно специально сделана для того, чтобы ею управляли через интернет (которого тогда, разумеется, не было даже в проекте). Дело в том, что большое расстояние от Луны до Земли не позволяло передавать качественный телевизионный сигнал - сигнал был очень узкополосным, полоса пропускания была приблизительно такой же как у модема подключенного к коммутируемой телефонной линии не очень хорошего качества. (Сегодня качество телевизионной картинки можно было бы значительно улучшить используя цифровую компрессию сигнала). Но даже при тогдашнем качестве картинки операторы Лунохода ухитрялись водить его по Луне со скоростью иногда превышавшей скорость земного пешехода. И это несмотря на задержку в три секунды между их действиями и обратной связью от телекамер Лунохода - радиоволны идут от Земли до Луны полторы секунды, и столько же обратно. Иными словами, водители Лунохода, которые тогда сидели на Земле в центре дальней космической связи, сегодня могли бы сидеть у себя дома в любой точке земного шара и управлять Луноходом через Интернет по обычной телефонной линии посредственного качества - это существенно не отразилось бы ни на качестве картинки, ни на времени задержки в контуре управления.

Почему именно Луна, а не Марс?

Из-за малой задержки сигнала. Как показал опыт Лунохода, с задержкой в 3 секунды машину еще можно водить с Земли. Но когда время задержки измеряется минутами, как в случае Марса, машина заведомо может быть только автономной, с элементами искусственного интеллекта - как американский марсоход Sojourner, доставленный на Марс в 1997 году автоматической межпланетной станцией Pathfinder.

Сколько это будет стоить?

Если я не ошибаюсь (если ошибаюсь поправьте меня), коммерческая стоимость запуска к Луне такой тяжелой машины, какой был исторический Луноход, на сегодняшний день лежит где-то в пределах от 50 до 100 миллионов долларов. Стоимость самого выводимого космического аппарата обычно (в большинстве коммерческих запусков) в два-три раза превышает стоимость запуска. Но с Луноходом случай особый - не исключено, что с тех времен остались какие-либо неиспользованные Луноходы и их нужно лишь обновить и доработать. Кроме того, стоимость труда наших работников космической отрасли значительно ниже такого же труда их зарубежных коллег - а это означает значительное снижение стоимости космического аппарата.

Но можно подойти к этому и с другой стороны. Зачем запускать старый и тяжелый Луноход, разработанный в 1960-е годы, еще до появления интегральных микросхем, когда современная микроэлектроника позволяет значительно уменьшить его размеры и вес? Конечно в этом случае доработки будут гораздо существенней, и стоимость космического аппарата (т.е. самого лунохода) возрастет, но зато можно будет сэкономить на средствах запуска - более легкий космический аппарат может быть запущен более легкой и дешевой космической ракетой.

Итак, порядок стоимости этого проекта - 100 миллионов долларов. А уж на какой множитель надо будет это умножить, чтобы получить точную цифру, можно будет выяснить только в ходе сравнительного экономического анализа различных вариантов с различным объемом доработок и конечного веса Лунохода.

Кто за все это заплатит?

Реклама. В 1997 году сайт НАСА, на котором выставлялись фотографии передаваемые с Марса автоматической станцией Pathfinder побил все рекорды посещаемости. При этом картинки выставлялись отнюдь не в реальном времени, и разумеется не было и речи о том, чтобы дать посетителям возможность поводить марсоход. Терялись самые драгоценные качества Интернета -эффект присутствия и интерактивность. И тем не менее, рекордная посещаемость.

Теперь представьте себе, что будет твориться на сайте, где можно будет увидеть поверхность Луны такой, какой она была всего лишь полторы секунды назад, и более того, где у Вас будет шанс самому поводить машину, на самом деле находящуюся на поверхности другого небесного тела?

Разумеется, реклама на таком сайте должна будет стоить очень дорого. Смогут ли доходы от рекламы покрыть расходы на осуществление этого проекта? Скажу честно - не знаю. Если кто-нибудь из Вас, дорогие читатели, имеет хоть какое-нибудь представление о том, каков может быть ответ на этот вопрос - пожалуйста, напишите мне.

 

Что нужно сделать, чтобы не побили машину?

Теперь о технической стороне дела. При доработке Лунохода прежде всего потребуется позаботиться о том, чтобы неумелые водители (или просто хулиганы) не попортили машину. Необходимо будет ввести блокировки как на самом Луноходе, так и в программном обеспечении сайта, обеспечивающего доступ к луноходу (т.е. ограничить допустимую скорость, угол наклона, ввести в конструкцию лунохода радар, который автоматически останавливал бы машину если бы на пути попалась слишком большая яма или камень, и т.п.)

Что делать с очередями желающих поводить Луноход?

Разумеется, при большом наплыве посетителей на сайт, далеко не каждый и далеко не сразу сможет получить шанс поводить луноход. Время вождения, предоставляемое одному посетителю должно быть ограничено (например, одной минутой). Но если к сайту одновременно подключились, скажем, тысяча посетителей, живая очередь проблемы не решит. По видимому, придется проводить лоторею на право вождения. Тем кому не повезло, придется ограничиться созерцанием "живой" телевизионной картинки с Луны, что тоже не так уж плохо. Или же, в ожидании своего выигрыша в лоторею они смогут потренироваться в вождении Лунохода на тренажере, расположенном на этом же сайте. Особо отличившимся на тренажере можно будет разрешить поводить настоящий Луноход в качестве приза. Кроме того, предварительное обучение на тренажере помогает частично решить вышеупомянутую проблему неумелого водителя. В любом случае, на сайте постоянно будет толкаться огромное количество посетителей (что очень важно для рекламодателей), в надежде либо выиграть право на вождение Лунохода в лоторею, либо получить это право в качестве приза на тренажере, либо просто разглядывающих "живую" телевизионную картинку с Луны.

Какое доменное имя дать Луноходу?

Конечно, хорошо было бы дать ему доменное имя происходящее от слова MOON (Луна). К сожалению, домен .mn уже принадлежит Монголии, а .mo - Макау. Тогда, может быть, .ln? (От слова "lunar" - "лунный").

Для чего вообще все это нужно?

Отечественная космическая промышленность переживает сейчас тяжелые времена. И если организации занимающиеся изготовлением ракет еще могут выжить за счет коммерческих запусков спутников связи (это становится все более выгодным бизнесом - спасибо Интернету, во много раз увеличившему потребность в каналах связи между континентами), то организации, создающие космические аппараты для исследования планет находятся на грани вымирания. А сохранить их, вместе с их уникальным опытом, совершенно необходимо - в ближайшие десять - двадцать лет их опыт может понадобиться не только для науки, но и для промышленности. Как только физикам удастся построить первую термоядерную электростанцию, Луна превратится в очень привлекательный источник экологически чистого топлива для нее - изотопа гелия-3, практически отсутствующего на Земле. Не случайно сейчас такой большой интерес к советскому опыту исследований Луны с помощью космических аппаратов проявляют японцы - великими промышленными державами 21 века смогут стать только те страны, которые будут иметь доступ к безграничным ресурсам космического пространства. Времена когда космонавтика была лишь пропагандисткой игрушкой правительств уходят в прошлое. Уже сегодня запуски спутников Земли - это очень большой бизнес, в котором ежегодно делаются многие десятки миллиардов долларов в год, завтра еще более большим бизнесом станет промышленное освоение Луны. Особенно ясно это стало после недавнего открытия на Луне залежей льда (т.е. H2O - соединения кислорода с водородом) - теперь ясно, что путешественникам не нужно брать с собой с Земли на Луну больших запасов ни кислорода для дыхания, ни воды для питья, ни кислородно-водородного топлива для ракет - на Луне все это уже есть, а значит освоение Луны становится в десятки раз дешевле и привлекательнее.

Но это в будущем. А пока что нашим создателям аппаратов для исследования планет приходится очень туго. И было бы очень неплохо придумать для них какой-нибудь проект, чтобы инженеры и конструкторы по крайней мере не теряли своих профессиональных навыков, а может быть даже и приумножили их. И почему бы не заставить оплатить такой проект спонсоров-рекламодателей - по крайней мере в этом случае "рекламные" деньги не будут выброшены на ветер (как это чаще всего происходит)?

Как это осуществить?

Пока не знаю. Осуществление такого проекта потребует гигантской организаторской работы. Если предположить, что отдельные спонсоры захотят вложить в такой рекламный проект ну, скажем, не более ста тысяч долларов каждый, то это значит, что для осуществления такого проекта потребуется не менее тысячи спонсоров.

Сам я не обладаю организаторскими способностями. Как и в случае остальных идей помещенных в рубрике "Есть идея!", я всего лишь высказываю идею в надежде, что может быть найдется такой организатор-предприниматель, который готов будет взвалить на себя эту работу. Просто меня давно (с того дня в 1991 году, когда провалилась перестройка) занимает вопрос: если можно было изменить жизнь к худшему, распространяя деструктивные идеи, то нельзя ли изменить ее к лучшему, распространяя идеи конструктивные? Поэтому я выпускаю в свет еще одну идею - а вдруг она встретит на своем пути человека, способного ее осуществить?

Если у Вас есть какие-то дополнительные соображения и идеи (например, как облегчить эту задачу) - пишите, я могу поместить их в виде дополнения к этому материалу. Может быть, всем миром мы сможем убедить предпринимателей, что идея эта реально осуществима.

Жду Ваших писем,

Александр Лазаревич (lazarevicha@onliine.ru)


На основную страницу сайта А.Лазаревича

Дилогия "Червь" | История создания "Червя" | Другие произведения | Технология бессмертия | Вопросы и ответы | повесть "Сеть "Нанотех"" | English version


Hosted by uCoz