Энциклопедия "Ключ к Будущему"


ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Динамическая (т.е. непрерывно эволюционирующая) цивилизация, стремящаяся к идеалам гуманизма, возникшая после преодоления межконтинентального барьера роста европейской цивилизацией.

Основной целью гуманистической цивилизации является движение  человечества к идеалу свободы. Основным средством этого движения является технический прогресс

В своей непрерывной эволюции гуманистическая цивилизация к настоящему времени прошла следующие этапы:

Возрождение (Ренессанс) - Первый этап развития гуманистической цивилизации. К концу 15 века средневековая европейская цивилизация, в результате постепенного просачивания новых технологий извне (из арабской, китайской и прочих цивилизаций) и очень медленного накопления собственных технических знаний, достигла наконец того уровня технического развития, когда стало возможным преодоление межконтинентального барьера роста. (В первую очередь благодаря заимствованию из Китая компаса, сделавшего возможными длительные морские экспедиции). Новые ресурсы, ставшие доступными благодаря новым технологиям и географической экспансии, привели к повышению допустимого уровня свободы в европейском обществе. В отличие от предбарьерной эпохи средневековья, когда личность подавлялась средневековым коллективизмом, у людей требующих большей свободы, теперь появился шанс добиться определенного ослабления ограничений, накладываемых на человека обществом. В Италии, самой богатой в то время стране Европы, появились люди, провозгласившие идеалы гуманизма. Впервые в истории человечества была сформулирована мысль о том. что стремление к свободе является правом каждого человека, а не только избранных слоев общества (аристократии). Произошел переход количества в качество - в ходе технического развития человечества допустимый уровень свободы наконец поднялся настолько, что  принципиальная возможность обходиться без принудительного (рабского, крепостного и т.п.) труда стала просматриваться хотя бы в качестве идеала, к которому можно и нужно стремиться. Этим цивилизация, возникшая в результате преодоления межконтинентального барьера роста принципиально отличается от всех ранее существовавших.

На арену истории начали выходить новые социальные силы и для обслуживания их интересов возникла новая религия - протестантская, накладывавшая меньшие ограничения на свободу личности, чем католическая (в ее средневековом, нереформированном варианте).

Начали рушится средневековые ограничения на промышленность и торговлю, реализованные посредством цехов и гильдий, в особенности ограничения на конкурентную борьбу. Стали складываться основы экономического строя, получившего впоследствии название капитализм. Появилась зажиточная и образованная читающая публика, требовавшая все больше и больше материалов для чтения. Эта потребность привела к изобретению книгопечатания, сыгравшего решающую роль в быстром распространении новых идей на последующих этапах развития гуманистической цивилизации .

На этом раннем этапе развития гуманистической цивилизации в орбиту гуманистических идей была вовлечена все еще относительно небольшая часть населения (преимущественно интеллектуалы), но то интеллектуальное раскрепощение, которое нес в себе гуманизм, позволило ученым сбросить с себя оковы средневековой схоластики и сформулировать основные принципы научного метода познания, который впоследствии позволил сделать технический прогресс самоподдерживающимся процессом, и тем самым превратил гуманистическую цивилизацию в динамическую цивилизацию непрерывного развития.  

Просвещение (Век Разума) - Второй этап развития гуманистической цивилизации. Применение научного метода познания привело к лавинообразному росту научных знаний, и к началу 18-го века возник первый (механистический) вариант научного мировоззрения, т.е. целостной и всеохватывающей картины мира, основанной на экспериментально подтвержденных фактах, мира, подчиняющегося строгим законам природы и абсолютно не зависящего от воли бога, который сделался своего рода "излишней гипотезой". Благодаря книгопечатанию, достигшему к этому периоду высокой степени развития, позволявшей легко и огромными тиражами печатать памфлеты и листовки, новые идеи широко распространились в массах. Авторитет церкви, являвшейся главным регулятором и ограничителем свободы в обществе оказался подорван.

Одновременно с этим продолжалась экспансия европейской цивилизации за пределы межконтинентального барьера роста, принося ей все новые и новые ресурсы и богатства. Шел рост благосостояния населения, причем не только верхушки, но и так называемого третьего сословия. С ростом благосостояния третье сословие стало образованней, восприняло гуманистические идеалы, начало осознавать свою несвободу от стоявшей над ним знати, и несправедливость этой несвободы, оправдываемой церковью.

К концу 18-го века все эти факторы привели к сильнейшим социальным потрясениям. Во Франции произошла революция, отбросившая вместе с авторитетом католической церкви гораздо больше ограничений, чем могло реально позволить себе общество на тот период. В результате краткий период революционной анархии и кровавых эксцессов вскоре сменился закономерным наступлением реакции и реставрации, замедлившим развитие гуманистической цивилизации в Европе. Революция в Америке, где в отличие от Франции была в основном распространена не устаревшая католическая, а модернизированная протестантская религия, не привела к отмене религиозных ограничений, поскольку требования протестантской религии в основном соответствовали реально допустимому уровню свободы в обществе. Это в какой-то мере позволило избежать опасных эксцессов и способствовало успеху этой революции. В Америке возникло и утвердилось первое в истории человечества государство, основанное на гуманистических и просвещенческих идеалах. Возникла Американская цивилизация как локальная подцивилизация в рамках мировой гуманистической цивилизации.

Промышленная Революция. Третий этап развития гуманистической цивилизации.  На начальных этапах развития гуманистической цивилизации большинство технических изобретений делалось ремесленниками в ответ на возрастающие потребности публики. К середине 18-го века, благодаря научному методу познания наука накопила огромное количество результатов, применимых на практике. В частности, научные знания были использованы для усовершенствования паровой машины. Это изобретение позволило перевести западную цивилизацию на новую энергетическую основу - вдобавок к энергии солнца, ежегодно запасаемой в пище для людей и кормах для лошадей, в производство была "впрыснута" солнечная энергия, запасавшаяся на протяжении миллионов лет в виде угля и других ископаемых горючих. Новая энергетика была немедленно востребована капитализмом и возник индустриальный способ производства. 

Изобретение это было сделано в Англии, возможно потому, что эта северная страна нуждалась в новой энергетике больше своих южных соседей, и именно Англия стала центром из которого индустриализация стала постепенно распространяться на остальной мир (см. статью "Смещение географического центра мировой цивилизации").

Одним из следствий массового индустриального производства стал рост производительности труда не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, начавшем применять изготовленные промышленным способом сельскохозяйственные машины. Все меньшее количество крестьян могли прокормить все большее количество городских жителей. В индустриализованных странах началась урбанизация, т.е. массовый исход крестьян из деревни в город, пролетариат (рабочий класс) становился самым большим (в процентном отношении) слоем населения.

В отличие от предыдущих этапов развития гуманистической цивилизации в сферу гуманистической цивилизации оказались теперь вовлечены не только интеллектуалы и зажиточные буржуа, но и огромный рабочий класс, который стал примерять гуманистический идеал свободы уже не только к общественным институтам, доставшимся по наследству от средневековья (церкви, монархии), но и к порождению самой гуманистической цивилизации - к капитализму. Вскрылось глубокое противоречие буржуазной трактовки гуманистических идеалов свободы и равного права всех людей на свободу - объективные законы развития капитализма приводили к тому, что свобода единиц (капиталистов) покупалась ценой несвободы масс наемных рабочих. Возникло коммунистическое движение, поставившее своей целью освобождение рабочих посредством переустройства социальных основ общества.     

Первый кризис гуманистической цивилизации на рубеже 19-20 веков. 

До конца 19 века гуманистическая цивилизация, родившаяся в результате преодоления межконтинентального барьера роста, продолжала свою экспансию по поверхности планеты, не встречая географических препятствий, непреодолимых при существовавшем уровне техники. Эта экспансия позволяла вовлекать в хозяйственный оборот все новые и новые ресурсы, обеспечивая достаточно средств для непрерывного роста и развития, дерзких технических и социальных экспериментов. Атмосфера роста и развития не оставляла невостребованными таланты и предприимчивость отдельных личностей, успехи технического прогресса поддерживали веру в светлое будущее человечества.

Но к концу 19 века человечество вовлекло в хозяйственный оборот ресурсы всех континентов Земли, и таким образом вышло к новому, межпланетному барьеру роста, в то время технически непреодолимому. Процесс отвоевывания новых ресурсов у природы сменился борьбой за передел уже освоенных ресурсов планеты, причем эта борьба шла как на уровне национальных государств (войны за колонии и "жизненное пространство"), так и на уровне корпораций - в экономике резко усилился процесс монополизации (т.е. более крупные корпорации, вместо того, чтобы осваивать новые ресурсы, стали преимущественно отнимать существующие у более мелких фирм).

К 30-м годам двадцатого века процесс монополизации привел западную ветвь гуманистической цивилизации к глубочайшему экономическому кризису (т.н."Великая Депрессия"). Остановился экономический рост, остановился технический прогресс, в некоторых странах (Германия, Италия) идеалы свободы оказались забыты и возникли тоталитарные фашистские режимы. Казалось, что гуманистическая цивилизация гибнет, что начался возврат к средневековью.    

Раскол гуманистической цивилизации на западную и восточную ветви как средство преодоления первого кризиса гуманистической цивилизации.

Возникновение советской цивилизации положило начало расколу гуманистической цивилизации на западную и восточную ветви. В 30-е годы 20-го века советская цивилизация была еще весьма слаба в материальном плане, и могла способствовать выходу западной ветви из кризиса Великой Депрессии лишь самим фактом своего существования, что впрочем, уже не мало - сам факт существования на Земле государства, провозгласившего себя "государством рабочих", заставлял западных капиталистов интенсивнее искать способы повышения уровня жизни своих трудящихся, чтобы они не последовали советскому примеру. Так были заложены основы  "государства всеобщего благосостояния" на Западе ("Welfare State"), создавшего у населения платежеспособный спрос, способствовавший выходу из экономического кризиса. 

Но серьезно влиять на состояние мировой цивилизации советская цивилизация начала лишь с 50-х годов двадцатого века. "Холодная война" между Востоком и Западом оказалась фактором, чрезвычайно сильно подхлестнувшим темпы технического прогресса, сначала в области военной техники, а затем и техники вообще - начался неизбежный процесс "диффузии" военных технологий в мирные отрасли. Так, изобретение атомной бомбы привело в конце концов к созданию атомных электростанций, заложив тем самым основы новой энергетики (вспомним, что промышленная революция 18-го века началась именно с возникновения новой энергетической базы); ракеты, созданные первоначально как носители боеголовок, позволили предпринять первые, весьма скромные попытки преодолеть межпланетный барьер роста; компьютер, изобретенный первоначально для расчета траекторий снарядов, стал все шире применяться в мирной жизни; реактивные двигатели очень быстро перекочевали с военных истребителей на гражданские самолеты, впервые позволив огромным массам людей свободно путешествовать по всему земному шару. Всплеск технического прогресса, произошедший в 50-70-е годы двадцатого века в результате противостояния Восточной и Западной ветвей гуманистической цивилизации известен в истории как Научно-Техническая Революция (НТР) 

Но это был именно временный "всплеск". НТР отсрочила наступление второго средневековья, но не смогла предотвратить его, поскольку основная проблема, приведшая к первому кризису гуманистической цивилизации - неспособность человечества преодолеть межпланетный барьер роста - так и не была решена. Если бы НТР продлилась дольше, то те примитивные и невероятно дорогие средства преодоления земного тяготения и выхода из гравитационного колодца Земли, которыми мы располагаем на сегодняшний день, возможно удалось бы довести до уровня эффективных и экономически рентабельных средств промышленного освоения космоса. Однако НТР, как и породившая ее холодная война не могли длиться вечно - силы противников были слишком неравны  К концу 90-х годов советская цивилизация, молодая и все еще гораздо более слабая чем ее противники, проиграла холодную войну. Кончилась гонка в космосе между СССР и США, а с ней кончилась и надежда на скорое преодоление межпланетного барьера роста.

Будущее гуманистической цивилизации

Сегодня гуманистическая цивилизация находится в том же положении что и в 30-годы 20-го века - она по прежнему заперта на своей маленькой планете. В каком-то смысле ситуация стала еще острее - Земля сегодня гораздо более перенаселенное место, соответственно выросло производство, а значит и экологические проблемы. 

Тогда, в 30-е, человечество чуть не вернулось в тоталитарное второе средневековье. Ситуация жизни в замкнутом пространстве с очень ограниченными ресурсами подсказывает тоталитарные решения. Добавьте к этому проблему авторских прав, которая будет становиться все острее по мере стирания грани между вещами и содержащейся в них информацией - при сохранении нынешней тенденции рассматривать информацию как товар, для неукоснительного проведения в жизнь законов об интеллектуальной собственности неизбежно потребуется создание тоталитарного полицейского государства (см. статью "Информационный капитализм").

Но все-таки сегодняшняя ситуация отличается от ситуации 30-х годов не только в худшую сторону. Научно техническая революция оставила нам в наследство огромный мир технологий попросту не существовавших в 30-е годы 20-го века, и технологии эти дают надежду на то, что если у нас хватит разума не прекращать их дальнейшего развития,  межпланетный барьер роста будет в конце концов преодолен.

Ключом к сохранению мировой гуманистической цивилизации как цивилизации постоянного технического прогресса, за счет этого прогресса постоянно повышающей уровень свободы своих граждан, сегодня в первую очередь представляются нанотехнологии. Именно на пути применения нанотехнологий в ракетной технике (новые материалы, новые технологии изготовления) возможно удастся найти способ сделать промышленное освоение космоса экномически эффективным. Возможно даже, что благодаря применению нанотехнологий изменится сама концепция освоения космоса, что сделает возможным широкое промышленное использование космических ресурсов без применения больших количеств мощных ракет (см. например, статью "Космическая инфраструктура сети "Нанотех"") 

Нанотехнологии (при условии преодоления межпланетного барьера роста) также дают надежду на то, что информационный капитализм не является единственным возможным решением проблемы авторских прав, на то, что существую решения более соответствующие свободолюбивому духу гуманистической цивилизации. (см. статью "Технокоммунизм") 

Гуманистическая цивилизация родилась в результате преодоления межконтинентального барьера роста. Сегодня она вышла к следующему барьеру роста, и она либо преодолеет его, либо погибнет, ибо суть гуманистической цивилизации в стремлении к свободе, а свобода не мыслима в условиях дележа ограниченных ресурсов.

 

см. также:

"Советия"

Происхождение гуманизма - 3.2

Фундаментальные идеалы гуманистической цивилизации

Hosted by uCoz