НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ

Метод познания, основанный на воспроизводимом эксперименте или наблюдении. Отличается от других методов познания (умозрительных рассуждений, "божественного" откровения и т.п.) гораздо более высокой степенью достоверности результатов.

Воспроизводимость какого-либо явления в эксперименте означает. что нам удалось выявить все условия, существенно необходимые для возникновения этого явления. Поэтому требование воспроизводимости эксперимента, помимо того, что оно способствует дополнительному подтверждению верности результата, позволяет также легко перекинуть мостик от науки к технике. Ведь суть любого технического устройства состоит в том, чтобы  воспроизводить те действия, которые требует от него человек. Невозможно построить устойчиво работающую машину, не зная всех условий существенно необходимых для ее работы. Знания эти берутся инженерами у ученых, а когда у ученых таких знаний нет, инженеры сами проводят технические эксперименты, которые иногда существенно обогащают науку. 

Таким образом, научный метод познания обеспечивает основу для симбиоза между наукой и техникой, между теоретической мыслью и практической деятельностью человека. 

Научный метод познания получил широкое распространение и признание в Европе после преодоления европейской цивилизацией межконтинентального барьера роста (начиная с 15 века). Именно признание научного метода (т.е. метода, основанного на диалоге между человеком и природой) в качестве единственного надежного метода познания привело к нарушению информационного равновесия между человеком и природой, и превратило технический прогресс в самоподдерживающийся процесс. Поэтому само существование гуманистической цивилизации, основным характерным признаком которой является непрерывное развитие и прогресс, немыслимо без постоянного использования научного метода познания.   

Достоверные знания, полученные посредством применения научного метода познания лежат в основе научного мировоззрения.

См. также:

"Советия". Глава 3. п.3.3. "Научный метод познания - конец слепой веры: знания должны поддаваться проверке"