Александр ЛАЗАРЕВИЧ

 

СОВЕТИЯ

Размышления о происхождении, истории и будущем советской цивилизации, о ее нынешнем кризисе и путях выхода из него.

 

Содержание

Введение.

О чем эта книга?

Глава 1.Советский народ: пропагандистский миф или историческая реальность?

1.1 "Закодированное" население или как жить в мире, в котором все хотят промыть вам мозги.

1.2. Как Запад научил нас любить Россию, которую мы, к несчастью, так и не потеряли.

1.3. Русские или советские, или Почему неверна поговорка: "Хоть горшком назови, только в печку не ставь"?

1.4. Советская Цивилизация или Первая попытка человечества повзрослеть и не держаться больше за руку "отца небесного".

1.5. Определение понятия "Советский народ" и можно ли считать его "настоящим" народом.

1.6 Отступление о генофонде советского народа: как революция перетасовала гены.

Глава 2. Две точки зрения на отечественную историю - два разных будущих нашей страны.

2.1. Советская парадигма - борьба будущего с прошлым

2.2 Последствия принятия "русской" парадигмы - победа прошлого над будущим.

2.3. Смена парадигмы: дадим будущему еще один шанс?

Глава 3. Очень краткая история идеалов и ценностей советской цивилизации

3.1. Этногенез советского народа: Вначале были идеалы…

3.2. Гуманизм - это не то, что вы думаете: сначала индивидуализм, а уж потом человеколюбие

3.3. Научный метод познания - конец слепой веры: знания должны поддаваться проверке.

3.4.Научное мировоззрение - картина саморазвивающейся Вселенной.

3.5. Технический прогресс - человек способен изменять мертвую природу к лучшему.

3.6 Возникновение представления о "светлом будущем" (не путать с "золотым веком"!)

3.7. Просвещение и социальный "прогресс". Скрытый дефект понятия "Разум"

3.8. Свобода и равенство. Основное противоречие гуманистического индивидуализма.

3.9. Утопический коммунизм - реакция средневекового сознания на новые времена.

3.10 Марксизм - попытка разрешить противоречие между свободой и равенством путем соединения коммунизма с идеей прогресса.

Глава 4. Приключения гуманистических идей в России.

4.1. Россия - земля для тех, на кого не хватило места в теплых краях.

4.2. Почему чем страна холоднее, тем отсталее?

4.2.1. Почему цивилизация зародилась в теплых странах?

4.2.2. Почему по мере развития техники цивилизация распространяется на более холодные страны?

4.2.3. Почему при равном уровне технологии холодные страны отстают от теплых в области общественного устройства?

4.3. Холодный климат как причина российского коллективизма.

4.4. Что представляла собой Россия, которую мы все никак не можем потерять?

4.4.1. Страна неграмотных крестьян и поголовного пьянства

4.4.2. А существовал ли вообще единый русский народ?

4.5. Зарождение мечты о прорыве России в мировую цивилизацию

4.5.1. Почему не удавалось внедрить в России гуманизм сверху?

4.5.2. Какой уровень технологии был для этого необходим?

4.5.3. Появление людей, которые поняли, что единственный для России путь к гуманистической цивилизации лежит через индустриализацию - зарождение советской цивилизации.

4.6. 1917-й год: Как Россия выпрыгнула из средневековья

4.6.1. Как, и в каком виде, гуманистическая цивилизация пришла, наконец, к широким российским массам, или почему наши "интеллектуалы" неспособны отличить гуманизм от марксизма.

4.6.2. Цивилизация "на вырост"

4.6.3. Почему индустриализация была проведена так поспешно и с такими издержками?

4.6.4. Почему из-за спешной индустриализации пришлось провести еще более поспешную коллективизацию сельского хозяйства?

Глава 5. Судьба гуманистических идеалов в СССР

5.1. Две причины, мешавшие принятию гуманистического индивидуализма в СССР

5.1.1. Низкий уровень жизни благоприятствовал коллективизму

5.1.2. Неспособность преодолеть межпланетный барьер роста способствовала тоталитаризму.

5.2. Факторы, противостоявшие сползанию человечества во второе средневековье в середине 20-го века.

5.2.1. Двухполярный мир как фактор технического прогресса.

5.2.2 Пропагандистское соревнование между Востоком и Западом как фактор сохранения гуманистических идеалов

5.3. 1937 год: Сталинская контрреволюция - реставрация монархии, национализма и религии в СССР.

5.3.1. Что такое Реставрация, и почему она неизбежно следует за всякой революцией?

5.3.2. Отличительные особенности сталинской Реставрации.

5.3.2.1. Возрождение великорусского национал-шовинизма

5.3.2.2. Сползание СССР к русскому фашизму(и как его остановил нарождавшийся советский народ).

5.3.2.3 Возрождение традиционных религий и превращение коммунизма в религию.

5.4. Хрущевская "оттепель": контр-контр-революция - приход к власти в СССР первого поколения советских людей и продолжение революции

5.4.1. Как коммунистическая идеократия выполняла функции "сдержек" и "противовесов".

5.4.2. Советский народ достигает совершеннолетия

5.4.3. Идеалистическое понимание коммунизма и обещание построить его за 20 лет.

5.4.4. Возвышение и упадок коммунистической "религии"

5.4.4.1. Идеализм "шестидесятников"

5.4.4.2 Коммунистическая "религия" как аналог западного протестантизма.

5.4.4.3. Постепенная секуляризация всех сторон жизни советского общества

5.4.4.4. Преходящий характер коммунистической "религии"

5.4.5 Причины техницисткой направленности советской цивилизации

5.4.5.1 Смещение центра мировой цивилизации с юга на север по мере технического прогресса и развития энергетики

5.4.5.2 На какой уровень энергетики необходимо выйти, для того, чтобы центр цивилизации переместился в Россию?

5.4.5.3. Новая энергетика потребует выноса промышленности в космическое пространство (и сделает это возможным).

5.4.6. Советский прорыв в космос.

5.4.6.1. Почему современные историки недооценивают историческое значение советского прорыва в космос?

5.4.6.2. Почему именно СССР стал страной открывшей человечеству дорогу в космос?

5.4.6.3. Влияние советского прорыва в космос на ход мировой истории

5.4.6.4. Зарождение советского технокосмизма - осознание советским народом своего места и роли в истории человечества.

5.5. Эпоха «коллективного руководства» Брежнева – «контр-контр-контр-революция».

5.5.1. Увядание коммунистической "религии" и попытка заменить ее национализмом

5.5.2. Очень краткая история холодной войны

5.5.2.1. Советская и американская цивилизации: сходство и различие.

5.5.2.2 Преимущества двухполюсного мира. Как две системы дополняли друг друга.

5.5.2.3 Причины холодной войны

5.5.2.4 Способ ведения холодной войны.

5.6. Гибель СССР и потеря советским народом своей государственности.

5.6.1. Что означает слово "почему" в вопросе "Почему погиб Советский Союз?"

5.6.2. Причины ослабления СССР в 1980-е годы

5.6.2.1 Эскалация ожиданий

5.6.2.2 Отставание идеологии от жизни

5.6.2.3. Укрепление теневой экономики.

5.6.2.4 Проблемы межнациональных отношений.

5.6.3. Эпоха Андропова: Последняя надежда на идеологическое оздоровление СССР

5.6.4. Президент Рейган и его "крестовый поход" против "Империи Зла"

5.6.5. Горбачев и Перестройка.

5.6.5.1. Горбачев: избранный проиграть?

5.6.5.2. Рецепты Рейгана и идеология "перестройщиков"

5.6.5.2.1 К чему приводит демократия, не ограниченная идеократией.

5.6.5.2.2. Экономическая идеология "перестройщиков" или безумства "невидимой руки" без мозгов

5.7. Последствия гибели СССР

5.7.1 Последствия гибели СССР для советского народа

5.7.2. Последствия гибели СССР для США

5.7.3. Последствия гибели СССР для всего мира.

Глава 6. Есть ли у советской цивилизации будущее?

6.1. Основные долгосрочные тенденции развития человечества

6.2. Основные тенденции развития гуманистических цивилизаций

6.2.1. Освобождение личности от давления со стороны общества

6.2.2. Превалирование индивидуального над национальным

6.2.3. Секуляризация общества

6.3. Соответствие советской цивилизации основным тенденциям развития гуманистических цивилизаций.

6.3.1. Сравнение советской и западной ветвей гуманистической цивилизации.

6.3.2. Вынужденность советского выбора для нашей страны

6.3.3. Возможная полезность советского выбора нашей страны для нее самой и для остального мира

6.3.3.1. Современные тенденции развития техники

6.3.3.1.1 Автоматизация и отделение производства информации от материального производства

6.3.3.1.2 Микроминиатюризация и "конструктор" из искусственных микроорганизмов

6.3.3.1.3 Информатизация и неограниченная воспроизводимость материальных объектов

6.3.3.2. Куда эти тенденции развития техники могут привести западную цивилизацию? Элитарное общество как следствие применения понятия частной собственности к информации.

6.3.3.3 Советская альтернатива - цивилизация творчества

6.4. Нынешняя эпоха: "окно возможности" для перехода от капитализма к коммунизму

6.4.1. Коммунизм как непрерывное движение в сторону завершения "войны всех против всех".

6.4.2. О недостижимости идеалов и осуществимости движения к ним

6.4.3. О необходимости двухполярной цивилизации

6.4.4. Сделать переход от квази-статической цивилизации к динамической необратимым

6.4.5. Следует ли понимать коммунизм как общество, в котором вообще нет денег?

6.4.6. Какие технологии приближают нас к коммунизму?

6.4.7. Вызревание коммунистического способа производства в недрах капитализма

6.4.8. Переход от элитарного общества к эгалитарному

6.4.9. Что делать с человеческой природой? - сознание против инстинктов.

Глава 7 Что делать?

7.1 СССР как временное образование - "инкубатор" советского народа.

7.2. Необходимость создания Советии - будущего единого государства единого советского народа

7.3. Уроки катастрофы

7.4. Что значит "общество может позволить себе такой-то уровень свободы"?

Глава 8 Реформа идеологии

8.1. Нужна ли народу идеология?

8.2. Минимально достаточная идеология: свобода, равенство, творчество и технический прогресс

8.3. Необходимость избавиться от пережитков утопического социализма и идеалистического понимания истории.

8.4 Советский максимализм (как одно из проявлений идеализма) и необходимость от него избавиться. Принцип минимальной достаточности

8.5. Какие принципы и традиции советской цивилизации необходимо сохранить?

8.5.1. Отношение к Вселенной как к точке приложения творческих сил человека, представление о человеке как о силе, преобразующей природу на благо человечества.

8.5.2. Поиск Технического решения проблем

8.5.3. Ориентация на идеальный конечный результат (но только применительно к технике!)

8.6. Коммунистический индивидуализм: как совместить индивидуализм с эгалитаризмом

8.7. От атеизма к научному мировоззрению

8.7.1. Очень краткая история атеизма в СССР

8.7.2. Каким должен быть современный атеизм?

8.7.3. Модель человека и смысл его жизни в советской и западной ветвях гуманистической цивилизации.

Глава 9. Политическое и экономическое устройство Советии

9.1. Политическое устройство "Советии"

9.1.1. Почему мы не можем слепо копировать существующие решения?

9.1.2. А не завести ли нам двухпартийную коммунистическую систему?

9.1.3. Недостатки демократии, не ограниченной идеократией.

9.1.4. Техницисткая идеократия

9.2. Экономическое устройство "Советии" - Принципы взаимоотношений между идеологией и экономикой

9.3. Внешняя политика Советии

Глава 10. Как выжить в сегодняшних условиях и начать строить Советию?.

10.1 Нужна ли еще одна революция?

10.2. Первоочередная цель - сохранение советского народа как этно-культурной общности

10.2.1. Необходимость строительства советской общины.

10.2.2. Создание "национальных" советских школ.

10.3. Политическая борьба за создание Советии

10.3.1. Конечные цели

10.3.2. Ближайшие перспективы

10.3.3 Методы борьбы, или что Вы лично можете сделать полезного.

10.3.4. Возможная роль советской диаспоры в строительстве Советии

10.4. Как нам отличать "своих" от "чужих"?

10.4.1. Советская символика

10.4.1.1 Почему на гербе СССР изображена планета Марс?

10.4.2. Скафандр как "национальный" советский костюм?

Заключение. Наш главный ресурс - способность мечтать

 



Предыдущая страница ->[Глава 9. Политическое и экономическое устройство Советии]


Глава 10. Как выжить в сегодняшних условиях и начать строить Советию?

10.1 Нужна ли еще одна революция?

У меня нет полной уверенности в том, что социальные революции - это всегда хорошо. Во всяком случае, революции с помощью вооруженного восстания.

Эпоха бегания по улицам с ружьями медленно, но неуклонно, уходит в прошлое. То есть, конечно, всякие "эксцессы" время от времени неизбежно будут случаться, но массы не будут их поддерживать. Причин тому несколько: во-первых, ядерное оружие - все понимают, что любой крупный вооруженный конфликт всегда может перерасти в ядерный, и тогда уже не выиграет никто. Во-вторых, с развитием техники жизнь человека стала все в большей степени зависеть от нормального функционирования самых разнообразных технических систем (в первую очередь от электростанций и систем связи), неизбежное разрушение которых в ходе военных действий приводит к последствиям ненамного лучшим, чем последствия ядерного удара. В третьих, стоимость отдельно взятой человеческой жизни в развитых странах за последнее столетие выросла на много порядков - если раньше в типичной семье было 10-15 детей, из которых должно было дожить до старости только двое-трое, остальные были как бы "про запас" - на случай всяких эпидемий (ну и, конечно, войн), то сегодня такого "запаса" просто нет - в типичной семье сегодня от одного до трех детей и дожить до старости должны все, иначе неизбежны тяжелые последствия для демографии. В обучение каждого из этих одного-трех детей вложено на много порядков больше средств, чем в обучение их прапрадедов, и общество ожидает получить с этих вкладов определенные дивиденды.

Кстати, мы уже имели возможность наблюдать, что из себя представляет война будущего, то есть война без применения оружия (точнее оружия в традиционном смысле слова). За все время сорокапятилетней "холодной" войны между СССР и США стороны не сделали ни одного прямого выстрела в противника. Тем не менее, проигравшая страна сейчас уже попросту не существует, а то, что осталось от ее экономики лежит в руинах (производство во многих отраслях упало до 10% от прежнего уровня). Каким образом удалось это сделать? Было испробовано много различных подходов, но решающим, на мой взгляд, оказалось применение нового типа оружия - идеологического оружия, суть которого состоит не в физическом уничтожении противника, а в изменении системы его взглядов. Здесь просматривается четкая аналогия между компьютерными вирусами и идеологиями.

Если мы хотим жить в такой стране, в какой мы хотим жить, а не в нынешнем бардаке, нам надо научиться обезвреживать идеологическое оружие противника. Революция должна произойти не на улице - она должна произойти в умах людей. И если эти люди живут при демократии, то вооруженного восстания может вообще не потребоваться - они просто придут к избирательным урнам и проголосуют за изменение режима, невзирая ни на какую пропаганду.

Как показывает исторический опыт, после революций и крупных социальных перетрясок общество почти всегда самовостанавливается и воспроизводит почти прежнюю социальную структуру - разве что только под новыми вывесками. Так, после 1917 года царский деспотизм возродился в виде сталинского режима, а после 1991 года брежневская бюрократия и мафиозная теневая экономика расцвели пышным цветом при нынешнем режиме. Причину этого явления "самосборки" после почти полного разрушения понять очень легко: "надстройка" - т.е. социальные институты, определяются "базисом" - т.е. уровнем развития производительных сил. Если за время прошедшее после революции уровень развития производительных сил не успел существенно измениться, то на старом "базисе" вырастет опять та же самая "надстройка". Разница может быть только в нюансах: в том, какие цели ставит перед собой общество, к чему оно стремится, о чем оно мечтает. Но эти "нюансы" могут быть чрезвычайно важны, ибо они во многом предопределяют в каком направлении будет дальше развиваться "базис", предопределяют дальнейшую эволюцию системы. Развал промышленности, науки и системы образования , переживаемый сейчас странами советского мира, во многом (хотя и не полностью) был предопределен теми мечтами, которые распространились у нас в конце перестройки.

С идеями можно бороться только идеями. Это не значит, что я полностью отрицаю полезность социальных революций. В некоторых ситуациях они способны расчистить препятствия на пути технического прогресса. Но при этом надо помнить, что это всего лишь "расчистка путей", которая сама по себе ничего не решает. Пойдет ли по этим путям "локомотив технического" прогресса или нет, во многом зависит от того, о чем будет мечтать общество

А настроения общества во многом будут зависеть от того, сумеет ли советский народ сохранить себя как особый этнос, несущий иную систему ценностей, иное мировоззрение, иную "мечту", отличную от окружающей их социальной среды. Сумеет ли он не дать ассимилировать себя в бессмысленно живущую человеческую массу, сохранив для человечества научное мировоззрение и гуманистические идеалы.

10.2. Первоочередная цель - сохранение советского народа как этно-культурной общности

Советская цивилизация возникла в результате выхода человечества к межпланетному барьеру роста, как средство его преодоления. Но то обстоятельство, что земная цивилизация до сих пор еще не преодолела этот барьер, делает в настоящее время востребованным антигуманистическое мировоззрение, в чем-то аналогичное мировоззрению средневековья. Это мировоззрение "второго средневековья", основанное на неверии в науку и технику, в способность человека преобразовывать мир на благо себе и всему человечеству, на пессимизме, цинизме, иррационализме и уходе из реального мира в мир иллюзий и грез (самыми разными способами, начиная от "мыльных опер" и компьютерных игр, и кончая религией, трансцендентальной медитацией, и наркотиками) сегодня разлито повсюду.

Несмотря на долгосрочные тенденции слияния наций в единое человечество, состоящее не из народов, а из индивидуальностей, сегодня в мире наблюдается временный регресс, возврат к национализму, к древним религиям, к попыткам загнать человеческую индивидуальность в рамки жестких религиозных традиций, ограничить творческое стремление человека к преобразованию природы религиозными и идеологическими запретами. Человечество сегодня постепенно движется ко второму средневековью. Одной из жертв этой мировой тенденции стал Советский Союз. Но я не верю, что средневековье продлиться вечно. В истории уже бывали случаи попятного движения, но оно всегда потом снова сменялось прогрессом, и человечество наверстывало упущенное. Советскому народу необходимо пережить этот сложный период, сохранив себя для будущего возрождения человечества.

В нормальных условиях прогрессивного развития человечества, Советскому народу не потребовалось бы каких-нибудь особых механизмов для своего сохранения, кроме своей государственности. Он рос бы просто в силу своего соответствия долгосрочным тенденциям мирового развития и своей поразительной способности к ассимиляции древних народов.

Но в условиях надвигающегося второго средневековья ближайшая и первейшая задача для советского народа - выжить в создавшейся обстановке. Под выживанием я имею в виду сохранение советского народа в качестве целостной этно-культурной общности людей.

Сегодня мы попали в ситуацию, когда "советскость" искореняется властями. Для нас это серьезная проблема, но неразрешимых проблем не бывает. Нам надо учится у тех народов, которые сумели сохранить себя на протяжении веков, несмотря на то, что им приходилось жить в среде других народов, иногда враждебно к ним настроенных.

Только у тех народов, которым действительно пришлось долго жить в чуждом окружении, выработался эффективный механизм сохранения и передачи культуры без участия государства. Точнее, произошел своего рода естественный отбор - те народы, которые попав в чуждое окружение сумели в течение одного поколения выработать механизм передачи традиций, выжили как самостоятельная этническая общность, те кто не сумел - оказались ассимилированы. До распада СССР основным механизмом воспроизведения культурной традиции у советского народа было его государство. Оно определяло программы школ, контролировало идейную направленность советского искусства, сдерживало распространение иных культурных традиций. Самодеятельные механизмы поддержания советских традиций в таких условиях выработаться не могли, поскольку они были бы попросту излишни. Прошло уже десять лет с тех пор как мы потеряли свою государственность. Десять лет - это пока еще не одно поколение, но это действительно уже критический срок - дети, родившиеся после гибели СССР уже пошли в начальную школу, где некоторые учителя приучают их к религиозному мировоззрению. Нынешнее российское государство явно взяло курс на русский великодержавный национал-шовинизм и на превращение православия в официальную государственную религию. Велика вероятность того, что дети советских родителей подпадут под влияние официальной русской националистической пропаганды, и родители, занятые поиском средств к существованию, и не имеющие достаточно времени для воспитания детей в семье, не смогут этому влиянию эффективно противостоять. Спасти советский народ в такой ситуации может либо немедленное восстановление советского государства, либо создание самодеятельных механизмов поддержания культурной традиции.

С каждым проходящим годом надежда на скорое (в течение одного поколения) восстановление нашей государственности все больше уменьшается. Если в ближайшее время не произойдет каких-либо неожиданных внутриполитических изменений, нам надо будет начинать принимать меры.

Первоочередные шаги должны быть направлены на пробуждение самосознание советского народа. В настоящий момент лишь очень малая часть советского народа осознает свою принадлежность к советскому народу, а не к древним народам. Большинство пока слепо верят тому, что написано у них в паспорте в пятой графе. Необходимо хотя бы "реабилитировать" само слово, чтобы советские люди могли не стесняться своей национальности.

Необходимо также добиться официального признания советского народа как реально существующего этноса. Это не самоцель - просто без этого нам не позволят создать советские “национальные” школы, а это критически важно для воспроизводства нашего народа.

10.2.1.Необходимость строительства советской общины.

Советские дети сегодня ходят в школы, где их приобщают к религии, где история преподается в тенденциозно антисоветском и антикоммунистическом духе, где из рук вон плохо поставлено преподавание естественных наук. Еще одна смена поколений - и мы исчезнем. А ведь казалось бы, чего проще - родителям собраться и потребовать создания советских школ. Если есть школы православные и мусульманские, организованные православной и мусульманской общинами, то почему не могут организовывать свою школу советские атеисты? Ответ прост: мы еще не привыкли ощущать себя лишь одной из общин в "многообщинном" обществе. Нам надо учиться у таких стран как США (в конце концов, догонять Америку советскому человеку не впервой), в общественной жизни которых некоторые религиозные и этнические общины играют огромную, иногда решающую роль. С одной стороны они помогают "своим" преодолеть личные жизненные трудности, с другой стороны, они продвигают своих людей на ключевые посты в государстве и бизнесе, что еще более усиливает могущество общины. В таких странах революции с оружием в руках попросту не нужны: там берут "почту, телеграф, телефон" другими способами - менее эффектными, но более эффективными.

Советский народ оказался сейчас в положении нацменьшинства, и поэтому нам придется научиться на какое-то время жить так, как живут нацменьшинства во всех странах мира, то есть, различая “своих” и “чужих”, и помогая “своим” в противовес “чужим”. Я понимаю, что это противоречит самому духу и конечной цели советского народа - созданию цивилизации, в которой люди не будут более делиться на народы, на “своих” и “чужих”. Но, во-первых, это вынужденная временная мера, которая должна помочь советскому народу усилить свое влияние в сферах политики, бизнеса, науки, культуры, в средствах массовой информации (т.е. во всех сферах, в которых помощь “своих” может помочь занять ключевые позиции), и через это влияние приблизить тот день, когда деление людей на “своих” и “чужих” будет больше не нужно. И, во-вторых (по порядку, но не по важности), советский народ - это открытый народ, принадлежность к нему не является вопросом генов, цвета волос и кожи, или формы носа. Это даже не вопрос языка - для того, чтобы быть единым народом не обязательно иметь единственный родной язык. Если вы согласны с целями этого народа и разделяете его идеалы - присоединяйтесь, будьте “своим”!

Советский народ отличается от древних народов, помимо всего прочего, тем, что это народ "следующего поколения", т.е. уже не совсем народ в традиционном смысле, а переходная ступень к объединенному человечеству, в котором индивидуальные особенности человека будут превалировать над тем, что навязывают ему группы, в том числе этнические группы. В этом отношении советские "общины" должны отличаться от традиционных этнических общин. Советские люди должны научиться сохранять свою советскость не за счет изоляции от общества и сбивания в группы ("этнические общины"), воспринимающие весь мир как враждебную среду и постепенно сами становящиеся враждебными ко всему миру, неизбежно подавляющие индивидуальность своих членов во имя необходимости борьбы с врагами. Такой подход противоречил бы самому духу советского народа. Советские люди должны научиться сохранять свою "советскость" исключительно за счет своей способности к рациональному научному мышлению, даже в условиях постоянного промывания мозгов и "кодирования". Они должны не изолироваться от общества в замкнутых общинах, а нести в общество, погружающееся во мрак второго средневековья, свет научного мировоззрения и советских идеалов. Наступающая ночь не вечна. Мы должны сохранить этот огонь и передать его как эстафету. И тогда вторая эпоха Возрождения цивилизации неизбежно наступит.

Я мечтаю о том, что когда-нибудь члены советской общины - ученые, инженеры, кинорежиссеры,писатели и политики - сумеют занять достойное место в странах возникших на обломках СССР. Советская община должна стать основным двигателем экономического роста в странах советского мира, и завоевать уважение остального населения этих стран, довести до их понимания наши цели и идеалы. И только так, "снизу", можно будет надежно воссоединить разорванную на куски советскую страну. Любая попытка объединения "сверху", из центра, может лишь породить сопротивление не понимающего нас местного населения

10.2.2. Создание "национальных" советских школ.

И начать строить советскую "общину" надо с создания советских "национальных" школ.

(“Национальные” пишу в кавычках, поскольку Советский народ в строгом смысле слова является не совсем тем, что до сих пор было принято называть “национальностью” - это переходная форма от традиционных национальностей к единому человечеству. В каком-то смысле это “национальность” нового типа, соответствующего условиям конца 20 века, то, что можно назвать суперэтносом, подобным американскому суперэтносу, но только еще более продвинувшимся на пути к единому человечеству. )

Без создания советских “национальных” школ мы как народ перестанем существовать за одно-два поколения. Нам необходимы школы, которые не делали бы советских детей духовно чуждыми их родителям, как это делает нынешняя российская школа, вводя в число преподаваемых предметов религию, исключая из них астрономию, и приравнивая в курсе истории коммунизм к фашизму. Нам нужна школа, которая воспитывала бы советских детей в духе научного мировоззрения и не противоречила бы обычаям, традициям и мироощущению советских людей, в содержании преподаваемых предметов не должно быть ничего, что оскорбляло бы чувства отдельных групп внутри советского народа, таких как атеисты или коммунисты.

По моему мнению, учебная программа советских национальных школ должна отличаться следующими особенностями:

Углубленное изучение математики, естественных наук. Причем основной целью должно быть не только и не столько умение жонглировать формулами, а выработка у учащихся научного мировоззрения, ясного представления о современной научной картине мира, понимание того, в чем она ограничена, и какие научные задачи еще требуют своего решения, понимание того, что из себя представляет научный метод познания, и почему знания полученные научным методом более достоверны, чем информация получаемая другими способами.

Изучение техники и истории техники. Понимание того, как техника влияет на все стороны жизни общества. Понимание того, что эволюция техники безгранична, и что следующий шаг в этой эволюции делать им. Основной упор - на умение самостоятельно изобретать. (Основы алгоритма решения изобретательских задач.)

Преподавание научного атеизма. Речь идет не о том, чтобы вдалбливать учащимся, что бога нет - есть ли во Вселенной некий высший разум или нет, не знает никто. Современный атеизм - это не утверждение о том, что бога нет, это утверждение о том, что Вселенная в принципе познаваема и преобразуема человеком (в принципе, в моем представлении современный атеизм и научное мировоззрение - это одно и то же). Если наука когда-нибудь вдруг обнаружит бога и докажет его существование - значит он есть, и в принципе может быть познан научным методом, в отличие от того, что утверждает религия или агностицизм. Основная направленность этого предмета должна быть не против идеи бога, а против религии. Учащиеся должны научиться анализировать религии с научной точки зрения, понимать почему люди хотят верить в те положения, которые предлагает им религия, и как это желание эксплуатируется людьми, объявившими себя посредниками между человеком и богом.

Преподавание советской истории должно быть честным, не скрывающим никаких трагических ошибок советского народа. Но трагедии должны быть представлены именно как трагедии, без злорадства, которым грешат нынешние официальные историки. И урок, извлекаемый из трагедий должен быть не тот, что не надо было ничего делать, а тот, что в будущем надо делать по другому, что нельзя вычеркивать из памяти неудачный эксперимент, оплаченный миллионами человеческих жизней, надо использовать этот результат, показывающий нам "как не надо", чтобы в следующий раз добиться успеха. Сказать, что не надо было вообще проводить эксперимент и все забыть - значить сказать, что все эти миллионы жертв были впустую, значит предать их память.

Необходимо научить учеников основам марксистского анализа общества. Не следует навязывать ученикам марксизм как истину в последней инстанции. Можно познакомить их и с альтернативными теориями. Но ученики должны иметь представление о материалистическом понимании истории, и научиться видеть за явлениями общественной жизни интересы тех или иных групп.

Обобщая можно сказать, что цель советских национальных школ должна состоять не в том, чтобы вдолбить им в голову какие-либо определенные доктрины, а в том, чтобы научить учеников думать самостоятельно, научить критическому мышлению, помогающему не поддаваться деструктивной пропаганде. Если они научатся думать, то даже враждебное советскому народу государство, церковь, или частные средства массовой информации не смогут промывать им мозги, у них будет к этому иммунитет.

Такой "иммунитет" граждан к любой пропаганде является одним из необходимых условий для того, чтобы можно было впоследствии строить Советию, как открытое информационное общество, в котором государство может положиться на способность своих граждан самостоятельно отделять правду ото лжи, пользу от вреда, добро от зла, и не будет более нуждаться в цензуре.

10.3. Политическая борьба за создание Советии

10.3.1. Конечные цели

Для того, чтобы создать благоприятные условия для деятельности, направленной на сохранение советской культурной традиции, советской "общине" придется вмешиваться в политическую жизнь стран советского мира. Необходимо научиться с максимальной пользой для себя использовать ту, пусть очень куцую, но все же демократию, т.е. возможность оказывать политическое давление на власть мирными средствами, такими как выборы, которая существует сегодня во многих странах, образовавшихся на обломках СССР. Но можем ли мы влиять, например, на исход выборов, которые всегда жестко контролируются посредством пропаганды по телевидению нынешним антисоветским режимом? В ближайшее время, по-видимому, нет. Но в перспективе, если мы сумеем сохранить советскую культурную традицию и вырастить новое поколение советских людей, устойчивое к пропаганде, у нас есть шанс. Демократия была изобретена человечеством как средство мирного разрешения конфликтов в обществе. В идеале, при демократии побеждает не тот, кто сильнее физически, а тот, кто сильнее морально и культурно, тот, чьи идеи привлекательнее для народа, побеждает та культурная традиция, которая сумела распространиться шире всего. В конечном счете, демократия - это борьба идей, а не мускулов. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы нынешняя куцая демократия когда-нибудь переросла в демократию настоящую, демократию, при которой голос народа действительно мог бы влиять на власть.

Наши политические усилия должны быть сконцентрированы на двух направлениях: на укреплении демократии и усилении влиятельности советской общины. Советский народ сможет восстановить свою государственность только при наличии этих двух условий: развитой демократии и влиятельной советской общине.

Под влиятельностью я имею в виду не только моральный авторитет, но и финансовые и материальные ресурсы. Без них община не сможет содержать даже советские национальные школы - я уж не говорю о советских книжных издательствах, газетах, киностудиях и советском телевизионном канале, которые должны стать проводником идеалов советской общины в окружающее социальное пространство. Без этого не мыслимо широкое распространение советских идей в современных условиях.

Чтобы построить все это, советская община обязана стать богатой. Советские люди - это в среднем наиболее технически образованная группа населения в странах советского мира. Община должна поддерживать и укреплять техническую образованность своих членов. И именно благодаря этому Советская община должна стать основным двигателем экономического роста в странах советского мира. Нам на какое-то время (несколько десятков лет) придется играть по правилам, навязанным нам остальным миром, в игру называемую “бизнес”. Мы должны организовывать “наши” компании, в которых будут работать “наши” люди. Разумеется, такие компании должны быть ориентированы не на спекуляцию, а на генерацию и продажу идей, на применение достижений научно-технического прогресса в народном хозяйстве. По мере роста финансовых ресурсов общины, можно было бы начать вести не только прикладные исследования и разработки, но и работы с более дальним прицелом - на создание в будущем такой энергетической базы (ядерной или использующей энергию из космоса) которая изменила бы "правила игры" в мировой экономике и уравняла бы производственные возможности стран с теплым и холодным климатом. Мы обязаны победить в этой игре благодаря техническому превосходству наших изделий, достигнутому с помощью созданной научной инфраструктуры, и победив, использовать полученные дополнительные ресурсы для расширения фронта исследований и разработок, для того, чтобы, в конечном счете, навсегда изменить правила этой игры, или вовсе ее отменить, создав технологии, которые позволят перейти к технокоммунизму.

Но создавать компании, ориентированные на создание наукоемких технологий, в нынешней России, где вся налоговая и правовая система нацелены на превращение страны в сырьевой придаток, очень трудно, практически невозможно. Поэтому с самого начала советской общине потребуется политическая поддержка ее действий.

На каждом этапе развития советской общины, необходимо будет использовать все накопленное ею к тому времени влияние для того, чтобы добиваться продвижения представителей общины на ключевые посты в государстве с целью переориентировать политику государства на ускорение научно-технического прогресса, на создание и поддержание необходимой для этого инфраструктуры - университетов, научно-исследовательских центров и т.п.. На создание налоговой и законодательной инфраструктур, делающих спекуляцию невыгодной, а производство наукоемких изделий выгодным, для того, чтобы востребовать наконец невостребованные таланты наших технически образованных людей. Обеспечить для такой переориентации поддержку со стороны общественного мнения, путем соответствующей пропагандистской поддержки, организуемой нашими людьми в средствах массовой информации и в сфере массовой культуры.

(Очень частный, но зато конкретный пример закона, который мог бы способствовать повышению уровня технической образованности населения: закон освобождающий от обязательной военной службы выпускников технических ВУЗов, работающих по специальности. Такой закон дал бы возможность молодым людям, не желающим служить в армии, заслужить право не ходить в армию законно, усердной учебой, а не “косить от армии” различными, не всегда законными способами. Такой закон дал бы им хороший стимул стать классными инженерами. В современном мире обороноспособность страны определяется не количеством насильно поставленных под ружье солдатиков, а уровнем ее технического развития, так что в конечном счете такой закон, помимо всего прочего, способствовал бы повышению обороноспособности страны.)

Технические задачи, которые стоят перед советским народом - создание термоядерной энергетической базы, нанотехнологий, освоение космоса - грандиозны, и требуют затрат грандиозных материальных ресурсов. Такие затраты не под силу отдельно взятым странам советского мира, не под силу даже самой большой из них - России.

Поэтому цель мирного объединения стран советского мира в единую страну единого советского народа - Советию, государство, ориентированное на ускорение научно-технического прогресса, вытекает не только из культурной потребности воссоединения расчлененной страны, но и из технических задач стоящих перед советским народом.

Эту цель можно будет достичь только тогда, когда ключевые позиции в политической и культурной жизни стран советского мира окажутся заняты представителями местных советских общин. Объединение страны никогда не будет мирным, если в России у власти останутся представители русской цивилизации - народы республик просто никогда не захотят снова идти “под крыло” к “старшему русскому брату”, действительное равенство возможно только в рамках советской цивилизации. Более того, объединение в рамках России а не Советии может оказаться исторически регрессивным шагом, ибо усилит на мировой арене позиции архаичной, по сути средневеково-феодальной, русской цивилизации.

Конечная цель советского народа будет состоять в том, чтобы используя экономическую и политическую мощь объединенной Советии, переломить нынешние негативные тенденции в ходе мировой истории: преодолеть межпланетный барьер роста земной цивилизации, спасти человечество от ловушки ограниченных ресурсов Земли, и на основе достигнутого за счет этого изобилия построить технокоммунистическую цивилизацию всего человечества, в которой не будет никаких народов вообще - индивидуальность человеческой личности будет превалировать над любыми групповыми характеристиками, в том числе национальными. На этом история советского народа закончится, и начнется история единого человечества.

10.3.2. Ближайшие перспективы

Однако вернемся из светлого будущего в сумеречное настоящее.

На ближайшее время я вижу три варианта дальнейшего развития событий в России и других странах советского мира:

Вариант 1. У власти остается нынешний режим, передающий власть из рук в руки от "наследника" к "наследнику", или к какой-нибудь подставной фигуре, которая на выборах изображает из себя оппозиционера нынешнему режиму. Это тупиковый вариант развития. Экономика страны будет по прежнему сидеть на "нефтяной игле", а это значит, что стране по прежнему не нужны будут свои инженеры и ученые, а значит, не нужна будет и система образования, не нужны будут ум и таланты народа. Страна окончательно превратится в интеллектуальную пустыню. Власти будут стремиться любыми способами (вплоть до открытого геноцида и террора) сократить "избыточное" население страны - чем меньше людей, тем меньше ртов, с которыми надо делить доходы от продажи нефти за рубеж. Это тот вариант, когда надо либо бежать из страны, либо остаться здесь для того, чтобы бороться за изменение режима. Просто жить здесь и ждать, когда тебя уморят голодом или взорвут в собственном доме, бессмысленно. (О возможных методах борьбы я скажу немного ниже, См. раздел 10.3.3.).

Вариант 2. К власти приходит буржуазное правительство русских националистов, вводящее жесткий протекционистский режим, для того чтобы поднять промышленность внутри страны. В результате оно неизбежно поссорится с Западом, уже привыкшим за бесценок выкачивать из России ресурсы. Снова возникнет "железный занавес" между Россией и Западом. Чтобы защитить ресурсы России от Запада, снова придется милитаризировать экономику. Всех заставят работать на военно-промышленный комплекс. Военно-промышленный комплекс потребует множества ученых и инженеров для разработки новых видов оружия. Для того, чтобы готовить необходимое количество ученых и инженеров, в значительной степени будет восстановлена система образования. Короче говоря, почти вся советская система будет восстановлена, с одним очень существенным плюсом и одним еще более существенным минусом. Плюс будет состоять в том, что такой режим, в отличие от прежнего советского, не будет "идеологически зашорен" в области экономических вопросов - там, где лучше работают рыночные методы экономики, он будет позволять свободное предпринимательство, а там где эффективнее работает плановое хозяйство, он будет применять командно-административные методы. В результате теоретически возможно возникновение экономики работающей несколько более эффективно, чем экономика бывшего СССР - при условии что удастся вернуть в страну республики бывшего СССР, ибо в одиночку одна республика, Российская Федерация, противостоять всему остальному миру не сможет. И вот тут возникает этот самый большой минус, о котором я упомянул выше - русские националисты могут восприниматься другими народами бывшего СССР только как иноземные захватчики, и потому ненасильственно воссоединить страну не удастся. Да и внутри России буржуазные националисты будут призывать народ защищать Россию и проливать за нее кровь фактически для того, чтобы защитить свою собственность в этой стране (хотя внешне это будет маскироваться как призывы защитить особую русскую духовность и православные ценности). Я думаю, что советский народ, высшими ценностями для которого являются социальная справедливость, интернационализм и научное мировоззрение, не купится на дешевую пропаганду попов и буржуев. И если в стране еще останутся хоть какие-то элементы демократии, то советский народ в конце концов сможет самоорганизоваться и повести долгую борьбу за постепенное превращение государства из русского-националистического в советское.

Вариант 2 предпочтительнее первого, поскольку в этом случае народ по крайней мере физически выживает, и получает доступ к образованию. Более того, в Варианте 2 государство, хотя и не по идеологическим соображениям, а вынужденно, в силу внешних обстоятельств, поддерживает технический прогресс, сохраняет старую и создает новую инфраструктуру, необходимую для технического прогресса (исследовательские институты, экспериментальные установки, научные библиотеки и т.п.). И если информационному "червю" Советской Мечты удастся достаточно распространиться, то при наличии хоть какой-то демократии народ просто проголосует за создание Советии большинством голосов. То есть в Варианте 2 есть свет в конце тоннеля.

Вариант 3. К власти приходят буржуазные русские националисты, прикрывающиеся коммунистическими лозунгами. По сути это разновидность варианта 2, и к этому случаю применимо почти все, что я сказал по поводу Варианта 2. Различия будут в том, что с одной стороны, они могут изначально признавать существование советского народа как этноса, и в этом плане советскому народу будет психологически легче чем в Варианте 2 (они могут даже вернуть советский флаг в качестве государственного). Но с другой стороны, это может привести к необоснованной самоуспокоенности советского народа. Националисты могут снова попытаться навязать советскому народу сталинистскую националистическую интерпретацию коммунизма, из которой, в большинстве своем, он давно уже вырос. Такая интерпретация, став официальной идеологией может сделать реформацию коммунизма гораздо более сложной задачей, чем в варианте 2, где коммунизм будет оставаться оппозиционной идеологией, а значит и более открытой для различных интерпретаций и изменений.

Дополнительную сложность может представить то обстоятельство, что в Варианте 3 элементы демократии могут оказаться еще более ограниченными, чем в Варианте 2. Но это не означает, что Советская Мечта в таких условиях не сможет распространяться. Во первых, поскольку власти будут официально признавать советский народ, они будут вынуждены разрешить средствам массовой информации распространять идеи, находящиеся в русле Советской Мечты (Попросту говоря, поскольку Советская Мечта родилась под воздействием коммунистических идей, и поскольку власти будут выдавать себя за коммунистов, они вынуждены будут разрешить распространение советских идей, если только подавать эти идеи в традиционной "упаковке" коммунистической "религии", что несложно сделать, поскольку "коммунистическая религия" изначально родилась как адаптация гуманистических идеалов для людей со средневековым сознанием).

Во вторых, то, что не пролезет через рогатки цензуры, можно будет распространять путем доброй старой советской традиции - самиздата, причем самиздат теперь уже будет не тот, что 15 лет назад, в докомпьютерную эпоху. Даже если власти будут жестко контролировать Интернет (скажем, как в Китае), все равно остается распространение файлов на дискетах, обеспечивающее "тиражи" немыслимые для доперестроечного самиздата.

В третьих, даже при практическом отсутствии демократии власти все равно вынуждены прислушиваться к мнению народа. Если вспомнить опыт СССР, где (мягко скажем) не все было в порядке с демократией, мнение народа все равно достигало верхов - через сводки "компетентных органов", решения низовых партячеек и т.п., и в конце концов как-то преломлялось в программе партии.

Так что борьба за создание нового единого государства единого советского народа, основанного на фундаментальных советских гуманистических ценностях, может в таких условиях оказаться в чем-то сложнее чем в Варианте 2. Но в чем-то и проще - во всяком случае официальное признание существования советского народа облегчит воссоединение страны. И уже в силу одного этого, я склонен считать Вариант 3 наиболее благоприятным из трех. Но с другой стороны, дурно пахнущая смесь национализма с "коммунистической религией" уже один раз в истории нашей страны дискредитировала гуманистические идеалы коммунизма в глазах широких масс. Вторичный приход национал-"коммунистов" к власти может привести к окончательной гибели коммунистической идеи. Так что вариант 3 проще, но опасней.

Мне бы очень хотелось добавить сюда Вариант 4 - приход к власти политической силы выражающей интересы советского народа, политической силы, цель которой востребовать таланты и знания советских инженеров и ученых не для войны, а для развития технологий, которые станут материальной базой новой цивилизации, цивилизации в которой люди не будут разделены на народы и религиозные конфессии, в которой индивидуальность человека будет важнее его принадлежности к той или иной этнической группе, в которой люди перестанут бороться друг с другом, и переключат свою энергию с междоусобиц на преобразование природы с помощью техники, и, преобразовывая ее, они будут обретать все большую свободу от тех ограничений, которые природа наложила на человека. Но увы, на сегодня такой политической силы не существует и вероятность такого варианта пока еще близка к нулю. Советский народ пока еще раздроблен, политически не организован, и многие из советских людей еще даже и не осознали своей принадлежности к советскому народу. Создание такой силы - задача на ближайшие десятилетия, и решать ее придется в условиях вышеперечисленного второго или третьего вариантов.

Вероятность реализации каждого из вариантов.

Если бы мы жили в действительно демократической стране, где все определяется большинством голосов добросовестно информированных избирателей, то я бы сказал, что Вариант 1 в принципе невозможен. Однако мы живем там, где мы живем, и потому я считаю что все три варианта имеют приблизительно равную вероятность.

10.3.3 Методы борьбы, или что Вы лично можете сделать полезного.

Самое главное Вы и так уже знаете - надо распространять тех информационных "червей", которых считаете полезными. Мы попали в нынешнюю неприятную ситуацию во многом в результате действия определенных "вирусов ума" и выйти из нее без применения "антивирусов" мы не сможем.

Даже сегодня, в "неорганизованном" состоянии, мы многое можем сделать просто распространяя "антивирусы", борющиеся с теми "вирусами ума" (информационными "червями"), которые погубили Советский Союз. И одним из самых мощных "антивирусов" является осознание того, что советский народ реально существует, что это не выдумка брежневских пропагандистов. Любой народ существует, пока существует хоть один его представитель (Могикане существовали до тех пор, пока существовал последний из могикан.) Я существую. Вы существуете. Уже двое. Но нас не двое, нас гораздо больше. И осознание этого - первый шаг к выходу из создавшейся ситуации.

Объясняйте советским людям, кто они такие, объясняйте, что запись в пятой графе их паспорта еще ничего не говорит об их реальной культурно-этнической принадлежности.

Объясняйте им, что быть советским человеком - не обязательно означает быть фанатиком "коммунистической религии", что принадлежность к народу, и принадлежность к коммунистической партии - это не одно и то же, что вера в идеалы, близкие к коммунистическим, еще не означает признания тех, не всегда гуманных, методов, с помощью которых коммунистическая партия пыталась этих идеалов достичь.

Объясняйте им, что нам сейчас надо не восстанавливать СССР, а создавать новое единое государство единого советского народа, Советию, что мы должны не пытаться вернуть прошлое, а идти в будущее.

Объясняйте им, что различия в религиях предков - это средство поссорить между собой советских людей, чьи предки принадлежали разным религиям, и этим средством сейчас вовсю пользуются недобросовестные люди. Объясняйте людям, что если уж они хотят верить в бога, им при этом вовсе не обязательно принадлежать к какой бы то ни было религии вообще.

Объясняйте, что советскому народу, в отличие от древних народов, не нужна религия как духовная основа этноса, поскольку духовной основой советского народа является Советская Мечта. Объясняйте им, что жизнь без Мечты бессмысленна.

Объясняйте им. Пока люди не осознают всего этого, на какое-то серьезное улучшение нашего положения рассчитывать не приходится.

10.3.4. Возможная роль советской диаспоры в строительстве Советии

Пользуясь случаем, хочу обратиться к тем миллионам советских людей, которые в период Перестройки и пост-перестройки разъехались по всему земному шару. Если Вы эмигрировали на Запад, это еще не обязательно означает, что Вы бежали и бросили свой народ на произвол судьбы, как это считается согласно канонам "коммунистической религии", ведущим свое происхождение от средневековой русской ксенофобии. Если Вы советский человек, то Вы останетесь советским человеком, в какую бы точку земного шара не забросила Вас судьба, и Вы везде сможете сделать что-то полезное для своего народа. Опыт других народов показывает, как сильно может влиять диаспора на события, происходящие на исторической родине. (Например, отделение прибалтийских республик от Союза вряд ли было бы возможно, если бы у коренных древних народов этих республик не было мощных диаспор в Америке, существенным образом повлиявших на внешнюю политику США по этому вопросу). За годы перестройки и постперестройки в результате последней волны эмиграции в мире образовалась очень мощная советская диаспора. Если Вы смогли добиться успеха на Западе и стать там влиятельным человеком, то Вы могли бы быть более полезным для нас там, чем здесь.

Но даже если Вам и не удалось выбиться там в "большие люди", Вы все равно могли бы быть полезны своему народу, просто объясняя народам других стран, что такое советский народ, почему его не надо бояться, почему он не собирается строить империю зла. Готовить благоприятное общественное мнение на Западе к возникновению Советии, которое произойдет в далеком пока еще будущем, надо начинать уже сегодня. Нам нельзя повторять главной ошибки СССР и ввязываться в холодную войну с Западом, тем более, что идеалы советского народа и народов Запада по большому счету совпадают - это построение справедливого гуманистического общества на основе технического прогресса. Мы хотим мирного соревнования с Западом, а не военного конфликта. Соревнование (т.е. конкуренция) никому еще не шло во вред. Объясните им, что все народы Земли идут к единому светлому постиндустриальному будущему, но каждый народ идет к нему своим путем.

10.4. Как нам отличать "своих" от "чужих"?  

10.4.1. Советская символика

Вопрос о котором я хочу упомянуть особо - это вопрос о советской символике. На первый взгляд вопрос этот кажется малозначительным - подумаешь, какие-то символы. Но в силу особенностей происхождения советского народа, от правильного решения этого вопроса во многом может зависеть успех строительства советской общины, а следовательно, и выживания советского народа. Поскольку советский народ возник из смешения людей различных рас, не существует какого-либо биологического признака (такого как цвет волос, форма носа или разрез глаз), который позволял бы нам отличать советских людей от несоветских по внешности. Но такое различение могло бы весьма облегчить строительство советской общины - для того, чтобы мы могли помогать “своим”, нам необходимо создать что-то, что позволяло бы легко отличать “своих” от “чужих”.

Нам необходима национальная символика, которую, помимо всего прочего, можно было бы использовать в качестве элементов одежды или значков.

В последствии нам также понадобится символика не только для нации, но и для страны - Советии. Совершенно очевидно, что невозможно использовать для нее символику древних народов, например российскую.

То, что сегодняшняя Россия использует царскую символику (триколор и двуглавого орла) является еще одним подтверждением ее исторической регрессивности.

В связи с этим встает вопрос: а приемлемо ли использовать для советского народа и Советии традиционную советскую символику, несмотря на то, что этой символикой в прошлом прикрывался режим, который далеко не всегда соответствовал интернационалистическим и гуманистическим идеалам, олицетворявшимся этой символикой.

"Демократы", любящие приравнивать коммунизм к фашизму, считают, что нам надо обойтись с советской символикой точно так же, как немцы обошлись с фашистскими символами, полностью удалив их из жизни современной Германии.

Но подобное приравнивание совершенно некорректно. Фашизм отбросил человечество назад в прошлое, от гуманных идеалов христианства к языческому варварству. Коммунизм же наоборот, будет следующим этапом в эволюции мировой цивилизации после христианства, этапом, когда человек достигнет такого уровня цивилизованности, при котором его уже не надо будет принуждать к гуманности угрозой попасть в ад, или соблазнять сказками о райских кущах - гипотеза о боженьке который следит за каждым шагом человека словно некий "большой брат" будет больше не нужна.

Фашизм, как всякий временный регресс, был вполне закономерно осужден практически всем человечеством. Но коммунизм, как прогрессивную идею, никто, кроме горстки мракобесов, не осуждал. Почему мы должны отказываться от символов, связанных с коммунистической идеологией? Только потому, что этими символами иногда прикрывались русские фашисты, выдававшие себя за коммунистов?

Взгляните на это с такой точки зрения: христианскую символику (крест) использовали крестносцы, прикрывавшие свои грабительские цели идеологией христианства. Означает ли это, что христиане должны сменить крест на что-то другое? Если Вам недостаточно крестоносцев, вспомните инквизицию, Варфоломееву ночь, конкистадоров, приобщавших индейцев к цивилизации весьма своеобразными методами, и т.п. Я думаю, идея понятна.

Уместность традиционной советской символики для будущего советского государства станет особенно очевидной, если разобраться в том. что же она на самом деле означает - как мы увидим ниже, сегодня мало кто понимает ее истинный смысл.

10.4.1.1 Почему на гербе СССР изображена планета Марс?

Те, кто читал мою повесть "Повелитель Марса" (вторую часть "Червя") возможно помнят как главного героя вдруг осенило - красная звезда на советском гербе обозначает планету Марс! В самом деле, в нижней части герба изображено солнце, затем (выше) изображен земной шар. А какая в солнечной системе следующая планета от солнца? Марс! А как называлась планета Марс в древности? Красная Звезда - за ее огненный цвет! А что изображено на гербе дальше (выше) от солнца чем Земля? Разумеется, Красная Звезда! Итак, Красная Звезда на советском гербе = планета Марс!

Когда весной 1991 года я писал "Повелителя Марса", я обнаружил этот факт совершенно случайно. Просто в один прекрасный день передо мной остановился вагон метро, на котором еще не успели закрасить изображение советского герба. Изображения герба на вагонах метро были цветными и звезда на них была отчетливо красной. И хотя я тогда же вставил это маленькое открытие в повесть, сам я в его истинность в то время еще не верил - мало ли какой скрытый смысл можно углядеть, разглядывая такой сложный рисунок как советский герб. Если разглядывать облака на небе, там тоже можно углядеть что угодно - хоть человеческие лица, хоть верблюдов. Но это еще не значит, что кто-то этих верблюдов там специально рисовал. Так что создатели герба вполне могли сами не подозревать об этом скрытом смысле.

И лишь через несколько месяцев после окончания работы над повестью я обнаружил еще один факт, который заставил меня гораздо серьезнее отнестись к гипотезе о том, что Красная Звезда на советском гербе является символическим изображением Марса. Просто шутки ради я взял и померил расстояние от центра солнца на гербе (это то место где перекрещиваются колосья) до центра Земли, а затем расстояние от центра солнца до центра Красной Звезды на гербе. Если принять расстояние от центра солнца до Земли за единицу (астрономы называют это расстояние астрономической единицей, или сокращенно а.е.), то расстояние от центра солнца до центра Красной Звезды на гербе составило 1,5 а.е.. Те, кто хоть немного изучал астрономию должны помнить, что планета Марс расположена на расстоянии 1,5 а.е. от солнца. Внутренняя часть солнечной системы оказалась нарисованной на советском гербе с неплохим соблюдением масштаба (это в том что касается орбит планет; нарисовать сами планеты в масштабе на таком рисунке невозможно - их просто не было бы видно)! (см. приведенный ниже рисунок)

 Информация об относительных расстояниях от Солнца орбит Марса и Земли, содержащаяся в гербе СССР

 Если первым, чисто качественным наблюдением, еще можно было пренебречь, то от количественных измерений, подтверждавших что Красная Звезда на гербе - это планета Марс уже нельзя было так легко отмахнуться. Требовалось настоящее материалистическое объяснение этого факта (то есть не такое как в повести - поэтическо-мистическое).

И когда мне наконец удалось найти объяснение, выяснилось, что правда горазда удивительнее вымысла.

Сначала напомню несколько широко известных исторических фактов.

Во время великого противостояния Марса 1877 года итальянскому астроному Джиованни Скиапарелли удалось с большим трудом разглядеть на поверхности Марса какие-то тончайшие прямые линии, названные им итальянским словом canali, которое не обязательно означает искусственные каналы - вполне возможно, что Скиапарелли подразумевал под этим естественные проливы. Однако при переводе трудов Скиапарелли на английский язык это слово оказалось переведено как canals, что означает каналы искусственного происхождения. В 1892 году английский перевод сочинений Скиапарелли попадает в руки одного богатого американца по имени Персиваль Лоуэлл, который бросает дипломатическую карьеру, строит на свои деньги астрономическую обсерваторию в Аризоне и посвящает себя наблюдениям Марса. В 1895 году он публикует свою первую книгу под названием "Марс" в которой заявляет, что на Марсе существует разумная жизнь, и что каналы являются плодом инженерного искусства марсиан, живущих на высыхающей и умирающей планете, и вынужденных строить гигантские каналы, чтобы доставлять воду из полярных шапок в экваториальные районы. Логические следствия из этого заявления потрясли весь просвещенный мир конца 19 века. Масштаб инженерных сооружений на Марсе указывал на то, что марсиане владеют технологиями недоступными Землянам. Это хорошо увязывалось с тогдашним представлением о том, что Марс в некотором смысле старше Земли. Дело в том, что в то время, задолго до открытия термоядерной реакции, никто толком не знал, почему светит солнце. Предполагалось, что солнце получило когда-то в древности первоначальный запас тепловой энергии (например, от гравитационного сжатия) и теперь постепенно остывает. То есть в древности, когда солнце было горячее, условия на более отдаленной планете Марс были такими же как сейчас на Земле, а Земля была слишком горяча для жизни. Предполагалось, что Земля повторяет эволюцию Марса с некотором запаздыванием, и марсианская цивилизация является гораздо более древней и развитой. До первых фотографий с межпланетных космических станций, доказавших, что каналы - это всего лишь оптическая иллюзия, и Марс представляет из себя безжизненную пустыню, оставалось 70 лет.

В конце 19 века в просвещенных кругах планеты Земля стала нарастать паника. Масла в огонь подлил англичанин Герберт Уэллс, опубликовавший в 1898 году свой роман "Война миров", в котором описывал военное вторжение марсиан на Землю. И опять же марсиане в этом романе были технически оснащены гораздо лучше землян - у них было все, вплоть до боевых лазеров.

А теперь факты менее известные.

Российские социал-демократы конца 19-го - начала 20-го века были большими прогрессистами и внимательно следили за новостями науки техники. Они просто не могли пройти мимо охватившей тогда весь просвещенный мир "марсианской лихорадки". Существует, например, письмо Ленина, датированное 1908 годом, в котором он цитирует статью Герберта Уэллса "Существа, живущие на Марсе".

Однако тут следует сразу заметить, что российские социал-демократы восприняли известие об открытии цивилизации на Марсе весьма своеобразно. Они решили, что раз цивилизация на Марсе гораздо древнее и прогрессивнее земной, то это означает, что на Марсе давно уже установлен коммунизм. В 1908 году (за девять лет до Октябрьской революции) в России выходит в свет научно-фантастический роман А.Богданова (философа социал-демократической ориентации), в котором он описал коммунистическое общество на Марсе. Роман этот, в то время весьма популярный, назывался "Красная звезда". Из вышеупомянутого письма Ленина явным образом следует, что Ленин этот роман читал (в письме он называет Богданова "наш автор").

Если теперь снова вернуться к известному историческому факту, что Ленин лично утверждал герб СССР (помните эту хрестоматийную историю о том, как он потребовал убрать с герба изображение меча?), то становится ясно, что он сознательно ввел в герб изображение Марса как символ технологически развитой коммунистической цивилизации. Тогда, в 1922 году, с момента выхода романа Богданова прошло всего лишь 14 лет и Красная Звезда была абсолютно прозрачным и всем понятным символом коммунизма. (Между прочим, сразу становится понятно, почему из всей коммунистической символики в качестве символа Красной Армии была выбрана именно Красная Звезда - ведь Марс помимо всего прочего еще и бог войны).

Нужно сказать, что Ленин отнюдь не всегда и не во всем соглашался с Богдановым. Известно, как жестко он раскритиковал его в своей книге "Материализм и Эмпириокритицизм". Однако во времена Ленина известное разномыслие в рядах партии все же допускалось, и никаких особых оргвыводов из подобной критики не делалось. Богданов пережил Ленина всего на четыре года. Вечный выдумщик и экспериментатор, он искал секрет бессмертия и погиб в 1928 году, в результате неудачного эксперимента, проведенного на самом себе.

Возможно, в каком-то смысле ему повезло, что он не дожил до сталинских репрессий. Тот факт, что его раскритиковал Ленин, в сталинские времена автоматически стал означать, что его книги больше нельзя было публиковать, а те книги, что были опубликованы ранее, надолго попали в спецхран. Шли годы, и люди стали забывать про роман "Красная Звезда". Вместо него советскому народу был предложен роман "Аэлита", написанный "политически выдержанным" писателем А.Толстым по мотивам сочинений Богданова (А.Толстой вообще был мастером превращать Пиноккио в Буратино).

Смысл Красной Звезды как символа высокоразвитой технической цивилизации оказался утерян.

В последующие годы кое-кто пытался "объяснить" красный цвет звезды цветом крови павших борцов за дело рабочего класса, а пять лучей звезды при этом объяснялись как символ единения пролетариата пяти континентов Земли. Объяснение совершенно нелепое, в особенности если учесть, что пятиконечные звезды (правда белые) присутствуют на флагах многих стран мира, включая США и мусульманские страны, где звезда соседствует с полумесяцем. Просто пятиконечная звезда вообще является самым распространенным способом символического изображения звезд. Дело в том, что пятиконечная звезда с древнейших времен считалась в астрологии символом планеты Венера, то есть "утренней звезды". Отсюда и традиционно белый цвет пятиконечной звезды у большинства народов. В христианской астрологии языческая богиня любви Венера была заменена Марией Магдалиной, но символ остался прежним - белая пятиконечная звезда. Символу Марии Магдалины приписывалась особая способность защищать от сил зла. Когда средневековые люди рисовали черта, они почти всегда поверх картинки рисовали еще и пятиконечную звезду, которая по их замыслу должна была защищать зрителя от исходившей от изображения черта отрицательной энергии. Некоторые наши современники, видя на старинных рисунках пятиконечную звезду на лбу у черта, не разобравшись стали считать ее символом зла. На самом же деле это не атрибут черта, а "защитный экран" от него.

Таким образом, тот факт, что Красную Звезду изображают пятиконечной вообще не требует никаких особых объяснений - просто такова историческая традиция. Уникальность советской Красной Звезды не в том, что она пятиконечна, а в том, что она красная - древний символ Венеры окрасили в красный цвет для того, чтобы создать символ Марса. (Так и стоит перед глазами фрагмент из кинохроники времен второй мировой войны - военный самолет, полученный Советским Союзом из США в качестве помощи, с большой белой американской звездой на борту, которую солдатик Красной Армии закрашивает красной краской.)

История уготовила этому символу великую судьбу. 14 сентября 1959 года произошло одно из самых значительных событий в истории человечества - предмет созданный руками человека впервые коснулся другого небесного тела. Космический аппарат "Луна-2", впервые в истории достигший поверхности Луны, нес на своем борту памятный вымпел - шар составленный из множества металлических пятиугольничков. На пятиугольниках был изображен советский герб и надпись "СССР".

Пройдут столетия. Забудутся войны, забудутся тираны эти войны развязавшие, но не забудется то, что страна называвшаяся "СССР" сумела вывести человечество в космос. Через пятьсот лет такие имена как Ленин, Сталин, или Хрущев будут известны лишь узкому кругу специалистов-историков, подобно тому как сегодня мало кто помнит, как звали королеву, правившую Испанией в 1492 году, в год когда Колумб открыл Америку. С точки зрения современников открытие Америки было событием пустяшным по сравнению с войнами, которые вела тогда Испания. Восприятие современников или людей живущих всего лишь через несколько десятков лет после великих событий всегда неизбежно искажено обилием второстепенных подробностей, отвлекающих внимание от главного. Современники - словно люди рассматривающие картину в лупу, они хорошо видят отдельные мазки, но плохо представляют себе, что нарисовано на картине. Чтобы увидеть всю картину надо отступить на несколько шагов. Большое видится на расстоянии. Истинно великие события видны лишь сквозь толщу веков.

К чему я все это говорю? А к тому, что мы не знаем нашу историю, а незнание истории неизбежно раньше или позже приводит к вандализму, т.е. к желанию крушить символы, смысл которых непонятен, как это делало племя вандалов, ворвавшихся в Древний Рим и крушивших непонятные им статуи. Я например не думаю, что те молодые люди, которые в августе 1991 года снесли с постамента "Железного Феликса", были сторонниками сталинизма. Они просто толком не знали отечественную историю и не понимали истинного смысла этой статуи, воздвигнутой уже после свержения Берии. В противопоставление тем беззакониям, которые творились при Лаврентии Палыче, кто-то вспомнил, что Феликс однажды высказался в том смысле, что у чекиста должно быть горячее сердце, холодная голова, и (самое по тем временам главное!) чистые руки. Поэтому партийное руководство поставило Железного Феликса перед самыми окнами "соответствующих органов" для того, чтобы своим видом он служил им вечным укором. Таким образом получается , что люди сносившие памятник объективно выступали против того, чтобы у чекистов были "чистые руки", хотя сами они этого не знали.

И когда я слышу как призывают снять с кремлевских башен рубиновые звезды, мне хочется спросить этих людей: "А понимаете ли вы господа, что хотите отказаться от символа, обозначившего стремление нашего народа к высокоразвитой технологической цивилизации? Понимаете ли вы, что отказываясь от герба, изображение которого было выгравировано на первом творении человеческих рук достигшем другого небесного тела, вы тем самым отказываетесь от права быть наследниками великой цивилизации, открывшей человечеству дорогу в космос?"

Впрочем, вопросы эти чисто риторические. Я думаю, что даже если бы они это понимали, они все равно продолжили бы уничтожать память о нашей истории, потому что это в основном те же самые люди, которые уже уничтожили в нашей стране науку, промышленность и систему образования. Я пишу эти заметки не для них, а для тех, кто стал их сторонниками из-за незнания истории. Вопрос о нашей государственной символике еще не решен окончательно. Это значит, что у нас еще есть шанс опомниться и не войти в историю в одном ряду с вандалами.

Символы есть связующая нить между поколениями, соединяющая разрозненные времена в единую Историю народа. Символы нельзя менять, их можно только переосмысливать, приспосабливая их интерпретацию к меняющимся временам. Серп и Молот не обязательно считать чисто коммунистическими символами - это, прежде всего, символы прародителей всей современной техники, а кто может поспорить с тем, что процветание современного общества должно зиждиться на технологиях, а не на распродаже природных богатств? В случае же с Красной Звездой не требуется даже переосмысления - достаточно вернуть этому символу его исконный смысл. Единственный элемент советского герба, который действительно требует изменения - это узкопартийный лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Но и тут история оказалась к нам милостива - на историческом лунном вымпеле этих надписей нет (как нет их, кстати, и на советских монетах - ленты на гербах слишком малы, чтобы выгравировать на них надписи). То есть, надписи могут быть удалены с лент на гербе безо всякого ущерба для истории. С флагом еще проще - там только Серп и Молот и Красная звезда.

У нас есть возможность не отрекаться от своей истории. Давайте ею воспользуемся.

10.4.2. Скафандр как "национальный" советский костюм?

Поскольку советский народ - это открытый народ, все традиционные способы различения “своих” и “чужих” (по биологическим признакам той или иной расы, по акценту или произношению, по имени или фамилии) не годятся. Нам необходимо легко распознаваемый национальный облик, может быть даже свой "национальный" костюм. Этот вопрос пока еще не очень хорошо проработан. В порядке "безумной" идеи я хочу выдвинуть предложение, которое даже мне самому иногда кажется чересчур авангардистским, хотя, в конечном счете, все будет зависеть от таланта модельера.

Любой национальный костюм отражает как минимум два фактора - климат страны, в которой зародилась эта национальность, и уровень технического развития народа на тот момент, когда создавался этот костюм - в первую очередь уровень технологии тех материалов, из которых можно создавать одежду.

На территории России в разное время возникло два народа - русские и советские. Поскольку русские возникли во времена примитивных технологий, максимум, что они могли придумать для защиты от суровых российских морозов - это шуба и шапка ушанка из меха убитых животных. Советский народ появился в 20 веке, веке высоких химических технологий, позволивших создать легкие и прочные теплозащитные материалы для комбинезона и легкие прозрачные материалы, из которых можно сделать "забрало" для защиты лица.

Между тем, условия жизни в России не так уж сильно отличаются от условий жизни на Луне. На протяжении веков человечество расселялось из теплых южных стран на север, во все более враждебный для человека климат, пока, наконец, не достигло России. Жизнь в России отличается от жизни в будущих колониях на Луне только тем, что в России почти каждый год бывает лето, короткий период времени, когда на улицу можно выходить без защитного костюма, а на Луне скафандр для прогулок на улице надо надевать круглый год. Еще одно небольшое различие состоит в том, что на поверхности Луны человек без скафандра умрет через десять секунд, а в России зимой при минус тридцати градусах человек без специальной теплой одежды возможно и сможет протянуть час-другой. В остальном же различий практически никаких, и дома в России с их толстыми стенами, двойными оконными рамами, двойными дверьми с тамбурами ("шлюзами") и батареями центрального отопления являются сложнейшими "машинами для выживания" во враждебной для человека среде, напоминающими модули космической станции. Так если наши дома так похожи на космические жилища, почему не может быть сходства между нашей одеждой и скафандром? Мы все-таки как-никак последний этап на пути земной цивилизации в космос.

На первый взгляд предложение использовать скафандр в качестве повседневной одежды кажется абсурдным потому что:

1. скафандр, наверное, дорого стоит

2. скафандр тяжелый и ходить в нем неудобно

3. скафандр трудно и долго надевать и снимать

4. в скафандре человек чувствует себя в изоляции ("глухо как в танке")

5. скафандр "неэстетичен"

6. ходить в скафандрах по улице просто "не принято"

7. скафандр вообще не продается ни в одном магазине

Рассмотрим эти возражения по порядку:

1. "скафандр, наверное, дорого стоит"

Дорого стоит лишь скафандр для выхода в открытый космос - в нем полно систем жизнеобеспечения для существования человека в вакууме и в огромном диапазоне температур. Нам же нужен скафандр для прогулки по улице при нормальном атмосферном давлении в диапазоне температур от -15С до -35С, что очень сильно упрощает задачу, и соответственно снижает стоимость "изделия".

2. "скафандр тяжелый и ходить в нем неудобно"

Поскольку нам не нужно защищаться от вакуума и космических холодов, скафандр можно сделать очень легким - гораздо более легким, чем традиционная одежда. Если использовать в комбинезоне экранно-вакуумную теплоизоляцию - несколько слоев металлизированной полиэфирной пленки, очень легкой, то зимнюю одежду вообще можно было бы сделать более легкой, чем летняя, и при этом гораздо более теплой, чем любая шуба. Поскольку шлем не обязан выдерживать избыточное внутреннее давление воздуха как в космическом скафандре, его тоже можно сделать из очень легкого пластика. Правда, могут быть некоторые проблемы с запотеванием прозрачного козырька, но эта проблема давно уже решена на "настоящих" скафандрах - существуют специальные покрытия и давно пора внедрять эту космическую технологию в повседневную жизнь.

3. "скафандр трудно и долго надевать и снимать"

Залезть в комбинезон сделанный как одно целое с ботинками и перчатками, застегнуть молнию, надеть шлем, и, по-видимому, еще раз застегнуть молнию, чтобы соединить шлем с комбинезоном. Наверняка это будет быстрее, чем сначала пододеть теплые вещи, потом надеть сапоги или ботинки, завязать или застегнуть их, потом шарф, потом надеть пальто или шубу и застегнуть их пуговица за пуговицей, потом надеть шапку (опустить уши, если на улице очень холодно), потом надеть перчатки или варежки: Все? Или я еще что-то упустил?

4. "в скафандре человек чувствует себя в изоляции ("глухо как в танке")"

Во первых, как я уже сказал, шлем будет не такой уж толстый, через него будет проходить звук. Но если это Вам покажется недостаточным, его легко можно "радиофицировать" - в скафандр в любом случае будет встроен источник электропитания (батарейки или маленькие аккумуляторы) для системы терморегулирования и вентиляции - так почему не поставить еще снаружи микрофон, а внутри шлема миниатюрные громкоговорители? Кроме того, громкоговорители можно использовать для прослушивания радиопередач со встроенного в шлем миниатюрного радиоприемника (в самых дорогих моделях возможны даже встроенные сотовый телефон и компьютер с проецированием информации от интернет-браузера на внутреннюю поверхность прозрачного козырька шлема) Миниатюрную панель управления всеми системами скафандра можно было бы расположить на предплечье левой руки - тогда их удобно было бы нажимать правой рукой.

5. "скафандр "неэстетичен""

Вообще-то представление о том, что красиво, а что нет, все время меняется. Мы не знаем, что будет модно завтра. Но уже сегодня мотоциклисты не стесняются ходить в шлеме (к слову сказать, лицо человека в скафандре с опущенным большим прозрачным козырьком будет видно окружающим гораздо лучше, чем лицо мотоциклиста в шлеме, так что в случае массового принятия скафандра в качестве зимней одежды нам не грозит нашествие "людей без лиц"). Следует заметить, что к скафандру пока еще не прикасалась рука модельера. До сих пор скафандры создавались как чисто рабочая одежда, и об их красоте никто не думал. Я уверен, что при желании скафандр можно будет сделать очень красивым и привлекательным. Он может выглядеть и как спортивная одежда, и как нечто научно-фантастическое, в стиле HighTech. А если еще нашпиговать его всяческой электроникой… Здесь есть потенциал для рекламы и маркетинга.

6. "ходить в скафандрах по улице просто "не принято""

Это целиком зависит от нас самих. На Западе, например, не принято ходить по улицам в меховых шапках - но там и климат другой. Русский народ изобрел меховую шапку-ушанку в ответ на российские климатические условия, но изобретению этому уже более тысячи лет. Пора сделать следующий шаг вперед и начать применять в одежде современные технологии. Мы, как-никак, страна запустившая первого человека в космос, кому еще носить скафандры, как не нам.

Каждую зиму множество людей поступает в больницы с диагнозом "обморожение". Неизмеримо большее количество людей заболевает гриппом. От эпидемии гриппа есть одно проверенное, надежное средство, которым однако никто не пользуется - марлевые повязки на рот. Вот это действительно неудобно и неэстетично - выглядит как намордник и по сути им является. Когда с люди с кем-либо беседуют, они всегда хотят видеть не только глаза, но и рот собеседника - что и обеспечит скафандр даже при опущенном прозрачном козырьке. Скафандр будет обеспечивать помимо защиты от холода еще и защиту от вирусов, распространяющихся по воздуху. Эпидемии гриппа, в основном распространяющиеся через переполненные холодные электрички и автобусы, навсегда уйдут в прошлое.

7. "скафандр вообще не продается ни в одном магазине"

И это тоже зависит от нас. Предложения нет, потому что нет спроса. Давайте сначала создадим спрос, тогда может быть и предложение появится? Тогда найдутся инженеры, конструкторы и модельеры которые скафандр разработают. Может быть, даже найдутся отечественные производители, готовые взяться за производство такой нужной вещи (зарубежным производителям это не нужно, у них климат другой). Так что за одно поможем выжить умирающей отечественной промышленности, не говоря уж о спасении жизней тех людей, которым суждено было бы погибнуть от гриппа.

Нет, в самом деле, давайте проведем эксперимент. Если Вам понравилась эта идея со скафандром, расскажите о ней своим друзьям. Если им эта идея тоже понравится, скопируйте эту главу на дискету и дайте им ее переписать. И так далее. Даже если Вы таким образом распространите всего две копии этого текста, он начнет размножаться в геометрической прогрессии (то есть очень быстро).

Если эксперимент получится, то может быть, уже на следующую зиму, а может быть через зиму, мы наконец сможем купить в магазине по-настоящему современную зимнюю одежду, в которой не страшно пойти кататься на лыжах в сорокоградусный мороз, и не страшно войти в вагон электрички в котором все чихают.

Если только этот эксперимент получится, мы кроме хорошей зимней одежды получим еще нечто большее. Мы получим уверенность в том, что мы сами можем что-то изменить в этой жизни к лучшему. Покончить с дурацким обычаем каждую зиму отмораживать себе нос и заражаться гриппом - это только начало. Наша жизнь требует еще очень многих улучшений. Но с чего-то надо начинать. Попробуем начать с простого.

Ну а если эксперимент не получится: Что ж, попробуем придумать что-нибудь получше. Но пробовать в любом случае надо. Иначе вообще ничего никогда не получится.


Следующая страница ->[Заключение. Наш главный ресурс - способность мечтать]