2. Об обновленном СССР и спасении капитализма
Н.Г.: Тогда как Вы себе представляете образование будущего, или, иными словами, каким должно быть образование, чтобы у человечества было будущее?
Если в двух словах - образование функция общества. Если основной смысл деятельности всего общества состоит в максимизации прибыли, то оно и будет учить своих школьников и студентов как эту самую прибыль максимизировать. Выживание человечества не является целью капитализма, соответственно нет такой цели и у его системы образования. Чтобы у человечества было будущее, необходимо строить такое общество, целью которого было бы бессмертие человеческой цивилизации. И тут мы уходим на очень большую тему деления философий на две категории: финалистские (т.е. предполагающие существование конца истории) и антифиналистские (т.е. ставящие своей целью бессмертие цивилизации), гораздо более важное чем деление на идеалистические и материалистические. Классический марксизм, кстати был финалистской философией, предполагавшей, что человечество достигнет коммунизма и на этом вся история кончается, дальше человечество просто живет и ждет, когда солнце погаснет, как это описано где-то у Энгельса. Советская идеология же к концу существования СССР уже представляла из себя антифиналистскую философию. Как и когда произошло это превращение - тема для отдельного большого разговора. Возвращаясь к образованию, в эпоху после изобретения интернета для образования важны только две вещи - мотивация учащегося и средство выделения полезной информации из информационного шума. Для мотивации очень важна востребованность знаний обществом. Одна (из очень многих) причин гибели СССР была неспособность государства создать "фронт работ" для той огромной армии инженеров, которую тогда выучили. Для умения выделять полезную информацию из информационного шума очень важна принадлежность к культурной традиции, основанной на научном мировоззрении. Но это тоже отдельная большая тема. А если опять же в двух словах, хотите, чтобы у человечества было будущее, давайте думать о том, как нам восстановить обновленный Советский Союз с учетом и исправлением все допущенных в нем ошибок.
Н.Г.: Обновленный Советский Союз - каким он должен быть, на Ваш взгляд? Настоящий, а не декларируемый коммунизм мыслится как глобальный, а не ограниченный территориально проект, пусть даже 1/6 суши. Локальные образования со временем всегда вырождаются.
Сразу скажу, что все, скорее всего, будет совсем не так, как Вы это себе представляете. Настоящий коммунизм не будет глобальным, а причина вырождения обычно не «локальность», а отсутствие разнообразия внутри системы и конкуренции извне.
Мы не можем сегодня представить каким может быть общество будущего, общество, которое пользовалось всеми скрытыми в Главной Технологии возможностями на протяжении сотен, а может быть и тысяч лет. Но мы можем попытаться определить, чего мы хотим (хотя и это тоже может быть непросто) и попытаться написать то, что инженеры называют «техническим заданием». Ну, или, по крайней мере, самый первый, черновой вариант технического задания. Т.е. что мы хотим увидеть в этом идеальном мире будущего. Во-первых, как я уже говорил, большинство людей хотят равенства и справедливости – это наследие первобытнообщинного строя. Во-вторых, на земле определенно есть много людей не согласных с принципом «после нас хоть потоп», желающих чтобы человечество по возможности жило вечно (тут уже был вопрос, что делать, чтобы у человечества было будущее), хотя сами они знают, что до этого будущего они не доживут. Мотивы у этих людей разные – от беспокойства за судьбу внуков и правнуков, до желания чтобы об их трудах помнили потомки. Не будем здесь обсуждать мотивы, главное, что такие люди есть, и их много. Ну и наконец, мы знаем о существовании Главной Технологии, и хотим, чтобы все скрытые в ней возможности использовались полностью, т.е. гораздо полнее чем сегодня. Для первого чернового варианта хватит, хотя я уверен, что в последующих редакциях технического задания, по мере того, как наука будущего будет открывать новые горизонты, выяснится, что мы, оказывается, хотим таких вещей, о существовании которых мы сегодня даже не догадываемся, и нам придется дописать еще кучу пунктов.
Итак, пока что:
1. Равенство и справедливость
2. Антифинализм (неопределенно долгое существование человеческой цивилизации)
3. Максимизация использования Главной Технологии
Посмотрим для начала, как эти три пункта взаимодействуют между собой. 2 и 3-й пункты как бы поддерживают друг друга – применение Главной Технологии поможет обеспечить неопределенно долгое выживание человечества, а долгая жизнь человечества в свою очередь позволит ему гораздо дальше пройти по пути развития Технологии. Но зато в первом пункте может скрываться противоречие с остальными двумя. То есть, развитие Главной Технологии может обеспечить все что мы пожелаем, в том числе равенство и справедливость, но равенство и справедливость не обязательно будут способствовать развитию Главной Технологии. Представление о равенстве и справедливости, доставшееся нам в качестве идеала от первобытнообщинного строя, может оказаться катастрофически не приспособленным для раскрытия полного потенциала Главной Технологии, а значит и не сможет снабдить человечество техникой, необходимой для противостояния глобальным и космическим угрозам его существованию.
Что я имею в виду? Прежде всего, проблему концентрации ресурсов. Это вообще основная проблема всех эгалитарных схем построения общества: равноправие подразумевает разделение всех имеющихся у цивилизации ресурсов поровну между всеми членами общества, но тогда становится непонятно, как осуществлять большие проекты, требующие ресурсов больших, чем доля, приходящаяся на одного человека. Классический капитализм решал эту проблему с помощью акционерных обществ, благодаря которым в XIX веке была построена огромная сеть железных дорог по всему миру, что было бы абсолютно невозможно, если бы руководители акционерных компаний не могли единолично и по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами огромного числа акционеров. В Советском Союзе эта проблема решалась административными методами: Генсек сказал рыть Беломорканал, все роют Беломорканал. А что делать в обществе всеобщего равенства – ходить по знакомым и уговаривать: «давай объединим наши ресурсы и будем вместе строить космический телескоп»? «Хорошо» - скажет знакомый, - «давай объединимся. Но только я хочу строить не телескоп, а синхрофазотрон». В результате ни телескоп, ни фазотрон построены не будут. Вообще ничего построено не будет. Поэтому, не хочу Вас огорчать, но прогнозы классического марксизма относительно отмирания государства вряд ли когда-нибудь сбудутся. Государство будет нужно как минимум для того, чтобы распоряжаться ресурсами, находящимися в общественной собственности. Причем если к Земле будет подлетать астероид, грозящий уничтожить всю планету, у государства должно быть право призвать на общественную службу всех ученых и инженеров, необходимых для создания ракеты, которая сможет эту угрозу отразить. Иначе шансов жить неограниченно долго у земной цивилизации не будет.
Как именно будет устроено это государство, мы сегодня предсказать не сможем. Может это будет некий совет мудрейших, а может это будет искусственный сверхинтеллект, следующий некоему жесткому своду правил, когда-то написанному мудрейшими – мы не знаем. Все зависит от технологий, которыми будет располагать цивилизация. Технологии будут меняться, соответственно будут меняться организация и устройство общества. В этом плане очень важным фактором будет конкретная реализация искусственного интеллекта – будет ли он представлять собой мышление без сознания, или же он будет наделен сознанием подобным человеческому? В зависимости от этого будет решаться, какие именно из функций государства можно будет ему передоверить, а чего доверять нельзя ни в коем случае. Еще одним важным фактором будет объем доступных для цивилизации энергетических и материальных ресурсов. Общество, запертое внутри гравитационного колодца Земли с ее ограниченными ресурсами, неизбежно вынуждено накладывать на своих граждан больше ограничений, чем цивилизация, пользующаяся ресурсами всей нашей Солнечной Системы. Ясно, что по мере технического прогресса объем ресурсов доступных для человечества будет возрастать. Богатое общество более устойчиво, оно может позволить себе снять многие из ограничений, накладываемых на индивидуумов, не опасаясь дестабилизации общества. Иными словами, в богатстве общества, создаваемом техническим прогрессом, заложена возможность расширения свободы для всех членов общества. Сумеют ли они воспользоваться этой возможностью – другой вопрос. Государство - это всегда в какой-то, большей или меньшей степени, тирания над личностью, и оно всегда предпочитает решать свои проблемы, накладывая на граждан запреты и ограничения, и продолжает сохранять эти ограничения даже тогда, когда появляются другие способы решения этих проблем – просто по старинке привычнее или проще. Так что я не думаю, что общество будущего будет свободно от конфликта между обществом и личностью, государством и гражданином. Противоречия будут. Но я также не думаю, что они будут столь ожесточенными как сегодня, поскольку общество будущего станет наконец настолько богатым, что сможет гарантировать каждому человеку весьма комфортный прожиточный минимум, не требуя от него ничего взамен (за исключением чрезвычайных ситуаций наподобие вышеупомянутого летящего к Земле астероида – тогда, разумеется, придется задействовать всех, кто хоть чем-то может помочь). Мотивом деятельности станет не страх остаться голодным и бездомным, а природная любознательность, которая есть почти в каждом человеке, если только не убивать ее чудовищными методами образования. Другим мотивом может быть дух соревнования. Люди любят разбиваться на племена, команды, страны, и соревноваться друг с другом. Это также идет из первобытного племенного строя, и выкорчевать это из человеческой природы невозможно – люди любят разбиваться на своих и чужих. Так что разные страны будут, и они будут между собой соревноваться. Главное, чтобы это не переходило в войну, а носило характер мирного соревнования в области технологий. Зарождение такого устройства мира мы, кстати, сегодня уже наблюдаем, в основном благодаря изобретению атомной бомбы, сделавшему мировую войну невозможной. Подождем еще немного, может быть, мы еще увидим и такое изобретение, которое сделает невозможными даже обычные локальные войны.
Короче говоря, коммунизм – это не какой-то конкретный экономический строй, экономический строй может быть разным, он зависит от уровня развития производительных сил и меняется по мере их развития. И это не какой-то конкретный политический строй, политический строй тоже зависит от уймы объективных и субъективных факторов, и тоже меняется. Определение коммунизма лежит не в экономической или политической сферах, а в сферах идеологии и культуры, в тех сферах, которые определяют смысл жизни. Коммунизм - это цивилизация познания и творчества, то есть система смыслов и ценностей, основанная на вере в то, что знания способны преобразовать этот мир и сделать его таким, каким мы хотим его видеть. Разумеется, с оговорками, что идеал полностью никогда не достижим, и что мы должны проявлять мудрость, когда формулируем, каким именно мы хотели бы видеть этот мир. Например, нам не следует мечтать загнать этот мир в такое состояние, когда исчезнут все противоречия и мир потеряет всякий стимул к развитию.
Главная Технология – это ведь как волшебная палочка. Как и волшебная палочка, она может исполнять любые желания. Пусть не так быстро, и не так легко и беззаботно, как волшебная палочка – разработка технологий требует огромных творческих усилий и больших затрат материальных ресурсов – но при достаточном упорстве Главная Технология способна претворить в жизнь любые наши желания, в точности как волшебная палочка. Но все наверняка слышали поучительные сказки про волшебную палочку, типа того, как паре стариков попала однажды в руки волшебная палочка, а они возьми, да и пожелай сдуру, чтобы у них был миллион долларов. Тут же раздался стук в дверь: «Ваш сын только что погиб на производстве, но в виде компенсации фирма готова выплатить вам миллион долларов!». Мораль сей басни проста: мы должны быть мудры в своих желаниях.
Как я уже говорил ранее, сам факт появления на свет Советского Союза показал, что, вопреки классическому марксизму, земная цивилизация вышла из эпохи исторического детерминизма и стала входить в эпоху свободного исторического творчества. Из этого факта вытекает парадоксальный вывод: если мы по какой-то причине непременно хотим доказать справедливость предсказаний классического марксизма, то в принципе мы можем принудительно «подогнать» траекторию развития человеческой цивилизации таким образом, чтобы все выглядело так, как будто эти предсказания сбылись. Другой вопрос, является ли такое желание мудрым.
Классический марксизм рассматривает эволюцию цивилизации не просто как появление новых формаций, а как замену старых формаций новыми. С его точки зрения коммунизм должен полностью заменить собой капитализм. Строго говоря, такое представление полностью противоречит тому, что мы знаем о законах эволюции, на примере, скажем, биологии. В биологии более высокоразвитая форма жизни не заменяет собой более низко развитые формы, а наоборот, существенным образом опирается на них: например, появление на планете животных не отменило существование растений, и если бы на земле не было травы, все коровы бы сдохли. Более того, коровы бы сдохли даже если бы исчезла не трава, а лишь древнейшие простейшие микроорганизмы, живущие у коров в желудке, и помогающие им переваривать эту самую траву.
Я понимаю, что то, что я сейчас скажу, вызовет бурю негодования у марксистов, но есть очень серьезные причины, по которым коммунистическому обществу будущего придется «занести в красную книгу» и поддерживать существование «реликтового» капитализма. Главная причина – необходимость полного раскрытия потенциала Главной Технологии. Как я уже говорил ранее, из всего бесконечного множества технологий, которые потенциально могут быть порождены Главной Технологий, капитализм способен порождать лишь технологии, относящиеся к весьма ограниченному подмножеству. Проблема в том, что технологии, которые способен порождать коммунизм, принадлежат к другому подмножеству, и эти два подмножества не пересекаются. Если не будет капитализма, целый ряд полезных технологий никогда не будет создан – никто просто не сможет представить себе, что такие технологии могут быть, никто никогда не поставит перед собой задачи их создать.
Рассмотрим этот вопрос подробнее. На первый взгляд может показаться, что от технологий, порождаемых капитализмом для своих весьма специфических целей, никакого проку для коммунистического общества быть не может. Изобретатели при капитализме стараются изобрести нечто, что способно вызвать у потребителя зависимость – физиологическую или психологическую, посадить потребителя «на иглу», чтобы потом бесконечно тянуть из него деньги. Но на самом деле почти для любого такого изобретения разумный пользователь сможет найти разумное применение, если не будет маркетологов и некому будет его на эту «иглу» сажать. Взять, к примеру, сотовые телефоны. Стараниями маркетологов, эксплуатирующих склонность людей к общению, эти переносные микроволновки для варки мозгов абонентов, превращены в некий «наркотик общения» - люди зарабатывают себе рак мозга, но говорят, говорят, говорят. Полезное это изобретение? Разумеется полезное. Многим оно спасло жизнь, когда надо было срочно вызвать скорую помощь, а стационарных телефонов поблизости не было. Но без стараний маркетологов оно только так бы и использовалось – в экстренных случаях. Во всех других ситуациях нормальные люди предпочитают живое общение. Но это означает что при коммунизме, где маркетологов нет, не было бы общественной потребности в массовом производстве сотовых телефонов. Не были бы изобретены технологии, снижающие стоимость их производства. Массового распространения они бы не получили. А это значит, что те люди, которые в нашем мире остались живы в экстренной ситуации благодаря сотовому телефону, в мире, где коммунизм полностью вытеснил капитализм, попросту бы погибли.
Как показала практика 20 века, страны с коммунистической и капиталистической философией дополняют друг друга: сильная сторона коммунизма – это создание технологий способных спасти планету и человечество от гибели: технологии освоения космоса, атомная энергетика, технология переброски рек и управления погодой. Но как только речь касалась какого-нибудь баловства, потакающего человеческим слабостям, сразу становились очевидны преимущества капитализма: двадцать лет советская наука и техника бились над секретом джинсовой ткани, но так и не смогли его разгадать. Для того, чтобы, не щадя себя, день и ночь биться над созданием какой-нибудь сущей галиматьи и безделушки, нужны люди совершенно особого психического склада. Люди, которые знают, что их изобретение никоим образом не облагодетельствует человечество, а напротив, превратит массу людей фактически в наркоманов, но которые все равно будут биться над этим изобретением, потому что знают, что, в конце концов, они получат деньги, очень много денег.
Двадцатый век был веком бурного технического прогресса, эпохой которую называли НТР – научно-техническая революция – именно потому, что это был биполярный мир, мир, состоявший из стран с двумя очень разными философиями, и создававших очень разные технологии. Эти страны боролись друг с другом, воровали друг у друга технологии, и в результате происходило «перекрестное опыление идей». Земная цивилизация никогда не переживала периода столь бурного развития технологий, ни до, ни после. А потом на Земле воцарился однополярный мир и все кончилось. Кому-то может показаться, что произошедшие в последние 30 лет радикальные изменения в области электроники – это тоже прогресс, но на самом деле это была лишь цепочка рацпредложений, позволившая уменьшить размеры интегральных схем и затолкать их в переносные гаджеты. Ничего принципиально нового, подбирание крошек с прошедшего пира.
Сегодня капиталистический мир готовится к превращению обратно в феодальный. Телевизионные экраны заполнены сказками про средневековых рыцарей – народ морально готовят. Это обратное превращение происходит не от хорошей жизни – просто для нормального развития капитализма ему необходимо постоянное расширение и захват новых рынков, но планета Земля конечна, и расширятся дальше некуда. Единственное, что сегодня может спасти капитализм – это выход на просторы солнечной системы. Но он не выйдет в космос, если на Земле не будет коммунизма. Капитализм по самой своей природе не приспособлен для того, чтобы выкарабкиваться из гравитационного колодца Земли – для этого нужны слишком большие первоначальные затраты капитала, и слишком большой срок отдачи, ни один банк не будет ждать десятки лет. Вся американская космическая программа была создана исключительно как ответ на запуск Спутника и Гагарина, причем создана на государственные деньги, а не на деньги частных фирм. И не надо кивать на Маска как на триумф капитализма – он использует космические технологии, созданные на деньги американских налогоплательщиков.
Коммунистический мир будущего, если он хочет полностью задействовать все возможности, скрытые в Главной Технологии, вынужден будет спасти капитализм, вытащив его в космос, и включив его в себя в качестве подсистемы. Кому-то это может показаться невозможным, но посмотрите, что происходит в Китае. Кто-то считает, что в Китае нет коммунизма, только на том основании, что в Китае капитализм. Капитализм в Китае, конечно есть, но это еще не значит, что там нет коммунизма. Выражение «одна страна, две системы» было изначально придумано, чтобы описать положение Гонконга в составе Китая, но со временем оно приобретает все более широкий смысл, обозначая уже всю страну. Посмотрите на китайскую космическую программу – это космическая программа коммунистической страны, которая всерьез планирует осваивать космос для народохозяйственых целей, готова вкладывать в это большие средства и ждать возврата средств десятилетиями. Возможно, что сегодняшний Китай – это зародыш мира будущего, его первый, очень приблизительный набросок.
И тут мы возвращаемся в наше время и походим ко второму вопросу – каким должен быть обновленный Советский Союз? Скорее всего, он не будет похож на Китай, это будет несколько иная модель коммунизма, где капиталистический сектор экономики будет играть гораздо меньшую роль чем в Китае. Обусловлено это, прежде всего огромными демографическими отличиями нашей страны от Китая. В Китае есть огромный резервуар крестьян, которые живут еще фактически при феодализме. Вовлекая их в капиталистическое производство, Китай вырывает их из «идиотизма деревенской жизни» (по выражению классиков марксизма). Разумеется, при этом он катапультирует их не в коммунистический мир свободного познания и творчества, а всего лишь на следующую ступень идиотизма – в идиотизм капиталистической жизни, где каждый вкалывает в поте лица, чтобы заработать себе на свой «наркотик» - чаще всего, какую-нибудь статусную побрякушку. Но для них и это уже огромный прогресс. И раньше или позже их всех все равно заменят на производстве роботами. И вот только тогда мы сможем увидеть, является ли Китай коммунистической или капиталистической страной. Только тут по-настоящему проявится тот факт, что принадлежность страны к капиталистическому или коммунистическому миру определяется не ее экономической системой, а идеологией, системой смыслов и ценностей. Капиталистические страны элементарно не знают, куда девать рабочих, заменяемых роботами. Максимум, что они способны придумать – это посадить высвободившуюся рабочую силу на пособие по безработице. Они не будут их массово учить на инженеров, поскольку общество, в котором единственный смысл жизни состоит в том, чтобы стать богатым и заставить работать на себя других, в принципе не способно ставить перед собой глобальные задачи на века вперед, и потому не сможет востребовать столько инженеров и ученых. Коммунистические же страны, т.е. страны, где высшей ценностью и смыслом жизни является познание и творчество, воспримут высвобождающуюся из капиталистического производства рабочую силу как дополнительные мозги, которые можно бросить на решение интеллектуальных задач.
Но в нашей стране даже в последние годы существования Советского Союза уже не было такого резервуара крестьян как в Китае. Больше половины населения жило в городах, значительная часть имела высшее образование. В силу ряда причин, государство не сумело обеспечить фронта работ для той огромной армии инженеров и ученых, которая была создана в расчете именно на коммунистическое общество. Значительная часть их просто скучала, и все больше обращала взгляды на капиталистический мир, сияющий огнями реклам и невероятно красивыми фантиками и обертками, – как я уже отмечал, полное превосходство капитализма в области производства всякого баловства и безделушек отрицать невозможно. Скука может быть страшной разрушительной силой, это понимало еще руководство древнего Рима, стремившееся обеспечить толпу не только хлебом, но и зрелищами, но похоже это плохо понимало тогдашнее советское руководство, и это стало одной из причин гибели СССР в 1991 году. В стране установился капитализм, но мы никогда не станем мировыми лидерами в пошиве кроссовок, потому что для китайского крестьянина устроиться на фабрику шить кроссовки означает гигантское повышение его социального статуса, а для бывшего советского инженера – это падение в преисподнюю. У нас просто нет человеческих ресурсов для организации капиталистического производства. Но у нас есть природные ресурсы. И если в нашей стране сохранится нынешняя ситуация – то есть, капиталистическая идеология без капиталистического производства – эти ресурсы будут элементарно проедены и потрачены на приобретение футбольных клубов в Англии и вилл в Куршавеле. Еще несколько десятилетий такого существования, и мы окажемся страной с истощенными природными ресурсами и вымершим населением, т.е. попросту говоря гигантским пустырем. Единственный шанс на выживание для нас как страны – это радикальная смена всей идеологической системы. Доходы от природных ресурсов должны быть направлены на то, чтобы сохранить последние остатки главного советского наследия – системы воспитания ученых и инженеров, советской системы образования, системы академических институтов и отраслевых НИИ. И самой главной задачей правительства должна быть организация для этих ученых и инженеров фронта работ, так чтобы их знания были востребованы. Современный мир стоит перед огромным количеством экзистенциальных кризисов (одно только глобальное потепление чего стоит!), которые могут быть разрешены только техническими средствами, и здесь как раз и находится та ниша, в которой наша страна может оказаться полезна для всего человечества. Мы не можем шить кроссовки для всего мира, да и не надо - китайские крестьяне делают это гораздо лучше нас. Но никто кроме нас никогда не построит космическое зеркало, освещающее города за полярным кругом во время полярной ночи – хотя бы потому, что ни у кого кроме нас нет больших городов за полярным кругом. Мы можем помочь вынести вредные производства с Земли на Луну, добывать на Луне термоядерное топливо, хоронить радиоактивные отходы на Солнце, да мало ли еще дел, которые могут помочь превратить Землю из нынешней помойки в цветущий сад? Мы сможем жить почти как при коммунизме (то есть осмысленной жизнью) еще до того, как созреют материальные предпосылки (читай: полная роботизация производства) для наступления настоящего коммунизма. Это не значит, что жизнь будет беззаботной. Соединенные Штаты никуда не денутся, мы будем с ними соревноваться, иногда очень жестко. Но это как раз хорошо, конкуренция - движущая сила развития. Главное – перенаправить соревнование из русла гонки вооружений во что-нибудь более конструктивное, как это было во времена космической гонки между СССР и США в 60-е годы. Мы обязаны стать сильнее их, поскольку капиталистическая система в силу своей внутренней логики неизбежно порождает империализм, и на коммунистическом мире лежит бремя ответственности за сдерживание потенциальных агрессоров. Но мы не должны пытаться их уничтожить. У каждой социальной системы есть своя роль в сложной «экологической системе» земной цивилизации. Сила и жизнеспособность земной цивилизации кроется в ее внутреннем разнообразии. Капитализм был случайным изобретением этой цивилизации, возникшим в одном ее крохотном уголке, в западной Европе, и он продемонстрировал невероятную эффективность в том, что касается создания одного конкретного класса технологий – технологий, делающих жизнь человека приятной, комфортной и не скучной, и, самое главное, технологий, позволяющих быстро обеспечить массовое производство всех этих приятных вещей. Мы не можем просто взять и выбросить это изобретение на свалку истории – отныне оно достояние человечества, оно вошло в его копилку знаний.
Не следует пытаться сделать Землю тоталитарной планетой, где существует только одна система, будь то коммунизм или капитализм. Все люди на Земле разные, для всех должна быть своя ниша. Но коммунизм должен занимать на Земле «командные высоты», поскольку иначе бесконечно долгое существование земной цивилизации не будет гарантировано.