4. Почему новая цивилизации возникла именно в России
Н.Г.: Так почему же, по-Вашему, на Западе не произошло того, что произошло в России – Революции, построения этого самого госкапитализма, конструирования (хотя бы на декларативном уровне) позитивных проектов будущего развития всего человечества?
Революции на Западе происходили, но они породили капиталистическую цивилизацию, а не коммунистическую. Почему, скажу немного ниже. Госкапитализм на Западе к настоящему времени построен, если не юридически, то фактически. Позитивные проекты будущего некоторое ограниченное хождение в США имеют – мы успели их слегка «заразить» во время космической гонки.
Теперь подробнее.
Государственный капитализм, если говорить о нем в самом общем виде, а не о конкретной его разновидности, построенной за всю историю только в СССР (и, возможно, в Китае) - это когда государство практически полностью сращивается с монополиями. Такой капитализм мы сегодня наблюдаем в США. Все производство сегодня выведено из этой страны в небогатые, но теплые страны, т.е. туда, где издержки производства ниже. В самих США осталось только производство вооружений, и те отрасли, которые имеют оборонное значение (например, автомобильная). Производство оружия Штаты из страны не выпустят, пусть это даже будет очень дорого, правительство этого не допустит. Военные монополии сидят на госзаказах, в госбюджете США необходимое количество патронов и пуговиц для мундиров расписано еще детальнее, чем это делалось в Госплане СССР. Различие между западным монополистическим капитализмом и госкапитализмом советской модели лежит не столько в сфере экономики, сколько в сфере идеологии. Более того, можно сказать, что они принадлежат разным цивилизациям, и это позволяет предположить, что, хотя изначально их экономическое устройство во многом похоже, траектории их дальнейшего развития будут существенно разными.
В экономическом плане СССР был одной гигантской монополией, полностью сросшейся с государством. Это роднило его с современным западным монополистическим капитализмом. Но при одинаковом «железе», программное обеспечение у этих «компьютеров» было совершенно разное. С точки зрения простого рабочего человека главная разница состояла в том, что в СССР идеология защищала работника от произвола чиновничьего класса, управлявшего экономикой. Все бюрократы обязаны были быть членами КПСС, а в уставе и программе КПСС было записано, что главная цель партии – это повышение благосостояния трудящихся. Ни одному из этих бюрократов естественно дела не было до каких-то там трудящихся, но они были обязаны выполнять эти идеологические обещания. Потому что, если какой-либо первый секретарь этих обещаний не выполнял, под ним всегда сидел второй секретарь, который мог написать донос в ЦК, что первый секретарь забыл про свой долг коммуниста и не заботится о трудящихся. Первого секретаря снимали и ставили на его место второго. Но обычно первый секретарь старался до такого не доводить, потому что, потеряв свою должность, он автоматически лишился бы доступа к так называемому «распределителю» - к бесплатным госдачам, к персональному автомобилю с шофером, к магазину «Березка», к спецпайкам и прочее. Угроза потерять все это действовала гораздо эффективнее, чем угроза Гулага (Российская школа дрессировки вообще всегда считала, что пряник эффективнее кнута). Таким образом, был устроен этот несколько парадоксальный механизм идеократии (власти идей) – по отдельности никто строить коммунизм не хотел, но все вместе строили его как миленькие. Это был идеологический «намордник» на номенклатуру, который она долго пыталась с себя сорвать, но удалось ей это сделать только в 1991 году.
В западной капиталистической системе ничего подобного не существовало. Там права трудящихся защищали профсоюзы (в тяжелой позиционной борьбе с монополиями), но все же главным фактором, защищавшим рабочих от произвола капиталистов на протяжении большей части 20-го века был сам факт существования СССР – правящим классам западных стран не хотелось, чтобы их собственные рабочие взяли пример с СССР и надели «намордники» и на них, и потому они были вынуждены повышать жизненный уровень трудящихся в своих странах. Как только СССР рухнул, на Западе начался бурный рост пропасти в доходах между богатыми и бедными.
Это то, как выглядела роль идеологии в СССР с точки зрения трудящихся. Но на самом деле роль идеологии в СССР не ограничивалась всего лишь защитой трудящихся от произвола номенклатуры. Самая главная ее роль состояла в том, что это был двигатель, толкавший дальнейшее развитие страны на совершенно другую траекторию, прочь от капитализма, заставлявший страну строить материальную базу коммунизма.
Если я правильно понял ваш вопрос, вы хотите, чтобы я объяснил вам каким образом получилось, что такая уникальная идеократическая система сложилась именно в России, а не на Западе? И почему Россия не перешла из феодализма в классический капитализм свободного рынка и частного предпринимательства, а сразу перепрыгнула в позднюю фазу развития капитализма – в монополистический капитализм. В вашем вопросе мне слышится отголосок марксистского представления об истории человечества как некоей жестко детерминированной линейной последовательности – сначала феодализм, потом капитализм свободного рынка, потом монополистический капитализм, потом социализм, потом коммунизм. Все страны должны идти по этой линейке и ни шагу в сторону (кстати, так же думают и «западники», только в их представлении цепочка заканчивается на классическом капитализме, и дальше наступает «конец истории»). Мне представляется, что такой жесткой последовательности не существует. Пути развития, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут разветвляться, идти в обход препятствий, и даже возвращаться назад.
Марксистам, привыкшим к историческому детерминизму, может показаться странным такой взгляд на историю как на цепочку случайных событий. В их представлении классический капитализм является обязательной стадией развития человечества. Но проблема в том, что исторический детерминизм противоречит современной физике. Квантовая механика говорит, что детерминизма не существует, все события носят вероятностный характер. И если справедлива интерпретация квантовой механики Эверетта, согласно которой реализуются все возможные варианты развития событий, просто каждый из вариантов реализуется в одном из множества параллельных миров, на которые наш мир расщепляется каждый раз, когда происходит какое-нибудь событие с разными возможными исходами, то это означает, что существуют параллельные миры, где капитализм вообще не возник, есть такие, где он возник еще в античном мире, а есть и такие, где обезьянам так и не удалось проэволюционировать в человека, и истории человечества не существует вообще. Если в истории и есть какие-то закономерности, то они, скорее всего, носят вероятностный характер – просто некоторых из параллельных миров «немножко больше», чем других.
Я попытаюсь ответить на ваш вопрос, выделив цепочку тех ключевых, на мой взгляд событий, которые привели к тому, что сегодня мы живем именно в том мире, из бесконечного множества потенциально возможных, в котором мы сегодня живем. Только хочу сразу оговориться, что я не историк, и как, я уже сказал в самом начале, я не очень начитан. Поэтому я могу ошибаться в каких-то фактах, и я могу упустить какие-либо важные факты. Я буду рад, если начитанные историки меня поправят, хотя это, конечно, не изменит самого главного и самого простого факта: мы живем именно в том мире, в котором мы живем, и наша интерпретация прошлого не изменит его сегодняшнего состояния (но, с другой стороны, она может изменить траекторию его будущего развития, если мы сумеем извлечь из нее уроки).
В общем, в моем понимании, дело было так:
Эволюционные пути России и Европы разошлись задолго до того, как в 17-ом веке была изобретена Главная Технология. Разумеется, и там, и здесь общества в тот период были традиционалистскими, но сами традиции были очень разными. Западная Европа была культурной наследницей Западной Римской Империи, Россия же унаследовала традиции Восточной Римской Империи, Византии. Уже тогда, в средние века, Запад и Восток находились в состоянии холодной войны, оформленной как религиозный раскол на католичество и православие. Время от времени война переходила в горячую фазу, как, например, во время разграбления Константинополя крестоносцами. Справедливости ради надо сказать, что холодная война началась еще задолго до появления христианства, когда древние римляне завоевали древних греков, что им, конечно, не очень понравилось. Дальше этот конфликт переходил по наследству из поколения в поколение всем, кто считал себя культурными наследниками, соответственно, Западной и Восточной Римских империй (восточная «Римская» империя, Византия, была не столько римской, сколько греческой). Сегодня определить, кто чей наследник, очень просто – на гербе у Западной Римской Империи был одноглавый орел, а у Восточной – двуглавый. Можете положить рядом доллар и рубль и посчитать количество голов у орлов на гербах там и там.
Поскольку Россия и Европа на протяжении большей части своей истории находились в состоянии холодной войны, культурный обмен между ними был крайне ограничен. Нельзя сказать, что в средние века Россия от этого многое теряла. Средневековая Европа была захолустными задворками мира, реальным технологическим лидером в тот период был Китай – родина фарфора, шелка, бумаги, компаса, пороха, и еще одного изобретения, которому суждено было перевернуть всю последующую историю человечества. Китайцы не владели Главной Технологией, все их изобретения были случайными, но поскольку их древняя империя к тому времени уже существовала тысячелетия, они за этот срок успели много чего накопить. И практически все это было уворовано хитрыми европейскими купцами, уже тогда промышлявшими промышленным шпионажем. В том числе, они притащили в Европу и изобретение, которое перевернуло историю и сделало Европу центром мира. На первый взгляд, это было не бог весть какое изобретение – дощечки из дерева, на которых иероглифами вырезался текст очередного указа императора, и которые можно было макнуть в чернила и отпечатать на бумаге десяток-другой экземпляров текста. Вырезать на дощечке из дерева целый текст было долго и сложно, и выигрыш по сравнению с переписыванием текста писцами был отнюдь не очевиден. Но тут вдруг какому-то европейцу пришла в голову мысль: китайцы пишут иероглифами, иероглифов тысячи и все разные, а европейцы пишут буквами и их всего 26 штук. Такое небольшое количество букв легко можно вырезать заранее и по отдельности, быстро собрать из них нужный текст, отпечатать, рассыпать набор, собрать из него другой текст и так далее. Вот здесь уже выигрыш по сравнению с переписыванием вручную вполне очевиден. Так Европа случайно изобрела печатную книгу. Это была чистейшая случайность. Китай мог бы изобрести книгопечатание гораздо раньше Европы, они были на грани этого изобретения, но помешала иероглифическая письменность.
Так в Европе произошла первая информационная революция. До этого в большинстве европейских университетов было по одной-единственной книге, как правило, сочинения Аристотеля. Книги были изготовлены вручную переписчиками-каллиграфами, каждый экземпляр стоил больше чем весь остальной университет, и они были прикованы к кафедре огромной металлической цепью, чтобы ни у кого не возникало соблазна. Профессор открывал книгу и начинал медленно читать (лекция, в переводе с латыни, означает «чтение»), а студенты добросовестно записывали каждое слово. К концу прохождения университетского курса у каждого студента оказывалась своя рукописная копия сочинений Аристотеля, и с этого момента он начинал считаться образованным человеком. Книгопечатание за несколько десятков лет полностью изменило эту ситуацию. Европейцы стали читать, причем не только библию и Аристотеля, у людей появились целые домашние библиотеки из дешевых печатных книг. Сначала это были разнообразные античные авторы. Почитав сочинения одного античного географа и астронома, европеец по имени Колумб пришел к мысли что земля круглая, а значит, в Индию можно добраться, плывя по морю не только на восток, но и на запад. Как известно, это привело к открытию Америки, и Европа постепенно начала богатеть за счет грабежа колоний.
Открывшееся вдруг европейцам разнообразие точек зрения античных авторов, не всегда соглашавшихся друг с другом, наводило на крамольную мысль, что неправ может быть кто угодно, и даже (о ужас!) сам Аристотель. В 1610 году Галилео Галилей усомнился в одном пассаже из Аристотеля относительно того, что тяжелые тела падают быстрее легких, проверил это с помощью простейшего эксперимента, и выяснил, что Аристотель был неправ. Так родился научный метод познания. Еще десять лет спустя Френсис Бэкон предложил использовать научный метод для разработки новых технологий. Так, в результате цепочки случайностей, Европа стала родиной Главной Технологии.
Волшебная палочка Главной Технологии внезапно оказалась в руках цивилизации, имевшей весьма своеобразные особенности, сформировавшиеся задолго до появления Главной Технологии, но предопределившие то, каким именно образом эта Технология будет использоваться. Эпоха первоначального накопления капитала началась задолго до изобретения Главной Технологии, и происходило это накопление довольно жестким образом. Хотя ростовщичество осуждалось практически всеми мировыми религиями, а католическая церковь в средние века вообще установила запрет на выдачу денег под проценты, в Европе существовало одно религиозное меньшинство, религия которого также запрещала давать деньги под проценты – но только применительно к своим собратьям по религии. Обдирать иноверцев, например, католиков, которых, очень кстати, было большинство, эта религия не запрещала. Поэтому уже в средние века ростовщики из этого религиозного меньшинства, обобрав католиков, накопили богатства, вызывавшие зависть и ненависть у религиозного большинства. Одной из причин появления протестантизма было стремление этого самого большинства также получить право заниматься ростовщичеством и вообще богатеть любыми способами. Нужна была религия, которая говорила бы, что богатеть за счет других не стыдно, что если человек богат, то бог его любит, что человек этот все делает правильно. В результате к моменту появления Главной Технологии в Европе уже начало складываться общество, в котором каждый относился к каждому как к «иноверцу», в котором «человек человеку волк». И вот в такие руки попала эта волшебная палочка. И началось создание технологий, служащих одной-единственной цели – разбогатеть любой ценой. И создание новых военных технологий, чтобы захватывать рынки по всему миру.
Западноевропейский капитализм был случайным изобретением истории. Обезумевшее от жадности и погони за прибылью, жестокое и абсолютно несправедливое общество, сложившееся таким в результате случайных особенностей исторического развития Западной Европы, совершенно случайно первым в мире заполучило в свои руки волшебную палочку Главной Технологии, и только благодаря этой случайности оно смогло превратить почти весь остальной мир в свою колонию. Появись Главная Технология первой где-нибудь в другом месте (например, в Китае), история человечества сложилась бы совершенно иначе, и западная Европа вошла бы в историю просто как странный и причудливый захолустный уголок Земли с непонятно жестокими и бесчеловечными обычаями (в скобках замечу, что при этом эволюция техники на планете Земля пошла бы совершенно другими путями: с одной стороны, у нас сегодня не было бы глобального экологического кризиса, с другой стороны, у нас не были бы так хорошо развиты технологии дешевого массового производства – чтобы их отточить, по-видимому, необходима цивилизация, помешанная на жадности и бездушном расчете.)
Россию, географически находившуюся довольно далеко от западной Европы, все это поначалу не касалось. Потом, во время очередной «разрядки напряженности», периодически случающихся в холодной войне, Петр Первый посетил несколько протестантских стран и увидел, чего достигла Европа за первые сто лет применения Главной Технологии. Выводы были очевидны – если Россия не овладеет европейскими военными технологиями, Европа в ближайшее время завоюет Россию. Недолго думая, ничего, по сути, не меняя в общественном строе России, Петр «прикрутил» западные технологии к существовавшей в России феодальной системе – корабли на верфях Петербурга строили не вольнонаемные работники, а крепостные крестьяне. Такая гибридная система, применявшая технологии, заимствованные у капитализма, в условиях феодализма, вполне справлялась с копированием западных военных технологий, и обеспечивала защиту России от внешних врагов на протяжении почти двух веков. Чего такая система в принципе не способна была делать, так это порождать новые технологии. Западноевропейский капитализм выстроил полный инновационный цикл, построенный на жадности, на стремлении заработать максимальную прибыль. Разбогатеть там хотели все, и изобретатели, и предприниматели (довольно часто эти две ипостаси объединялись в одном лице). Изобретатель старался изобрести товар, который можно выгодно продать, предприниматель придумывал, как произвести этот товар как можно дешевле, и в как можно больших количествах. В России предпринимателей, как таковых, не было. Всевозможные Кулибины изобретали не для того, чтобы нажиться, а просто потому, что им пришла в голову интересная идея. И изобретение, изготовленное в единственном экземпляре руками самого изобретателя, в лучшем случае отправлялось в петербургскую кунсткамеру, а чаще погибало где-нибудь в сарае. Изобретатели были царскому правительству неинтересны, все, что его интересовало – это копирование западных военных технологий.
Проведенная Петром модернизация коснулась весьма узкого сегмента Российского общества, процентов десять, не больше. Остальные 90% составляли неграмотные крестьяне, которые как пахали землю при Иване Грозном, так и продолжали ее пахать до самой революции. Обучать крестьян грамоте правительству не очень-то хотелось – всех выучишь, а кто тогда будет землю пахать? Страна северная, холодная, урожайность низкая, чтобы прокормить одного горожанина нужно чтобы на него пахали не меньше девяти крестьян. Вот они и пахали. Страна как бы разделилась на два практически несвязанных между собой мира. В одном мире, составлявшем десять процентов от населения России, существовали стихи Пушкина, романы Толстого и Достоевского, оперы и балеты Чайковского, открытия Менделеева. В другом мире, где жили 90 процентов населения, ничего этого не было, и он оставался во мрачном средневековье, где пашут с утра до вечера не разгибаясь.
150 лет тому назад в первом мире, в семье смотрителя училищ симбирской губернии родился мальчик Володя, который очень любил читать французскую научную фантастику. Особенно он любил научно-фантастические комиксы Альбера Робиды, изображавшие будущую «электрическую жизнь» в 20 веке, где будет изобретено радио, телевидение, видеотелефон («телефоноскоп»), и все-все-все будет электрифицировано.
Ничто не могло представлять большего контраста с жизнью в отсталой России, чем это сияющее видение электрического будущего. Когда Володя подрос, в руки ему попалось сочинение европейского философа Маркса, в котором Володя усмотрел рецепт превращения России лапотной в Россию электрическую. Его не смутило, что главным ингредиентом рецепта был рабочий класс, которого в России практически не было. Он придумал для себя теорию, что Россия была «слабым звеном» в мировой капиталистической системе (где слабо, там и рвется!) и начал готовить революцию, чем быстро привлек к себе внимание правоохранительных органов, и вынужден был уехать в эмиграцию, где его и застала февральская революция, произошедшая абсолютно без его участия. Когда он вернулся в Россию, там уже наблюдалась характерная для всех революций динамика – все большая радикализация революционного процесса. Народ хочет Робеспьера! И на этой волне он и группа сподвижников, тоже начитавшихся в детстве научной фантастики, захватывают в стране власть. Впервые в истории человечества власть в огромной стране оказывается в руках фэнов научной фантастики!
Они пробуют принудительным путем сразу же ввести в стране коммунизм, и загоняют экономику в окончательный штопор. В соответствии с классической динамикой революций, это как раз тот момент, когда оголодавший народ отрубает Робеспьеру голову. Но Володя Ульянов оказался умнее Робеспьера. Преодолевая сопротивление соратников, он разворачивает экономическую политику на 180 градусов. Он объявляет новую экономическую политику, сокращенно НЭП, в которой, по сути, нет ничего нового, это практически обычный капитализм. В этом его шаге не было ничего оригинального, просто он, наконец, начал строго следовать логике классического марксизма – сначала капитализм, а уж потом социализм. С чисто экономической точки зрения, с точки зрения «железа», здесь все было по Марксу, но с точки зрения «программного обеспечения» цивилизации, ситуация сложилась совершенно уникальная: в капиталистической стране правила идеократическая власть, поставившая своей целью уничтожение капитализма.
А теперь несколько слов о случайности и роли личности в истории.
Ленин велик не тем, что был марксистом и «вождем трудящихся всех стран», каким его впоследствии представила сталинская пропаганда. Он сумел оказаться величайшим из правителей России за всю ее историю, в первую очередь потому, что был сыном смотрителя училищ, и фэном научной фантастки, и всегда им и оставался. Он велик тем, что смог сказать толпе разгоряченных балбесов, только что вернувшихся с фронтов гражданской войны: «у нас сейчас три задачи: учиться, учиться, и еще раз учиться!» - «Чиво-о?!» - сказали балбесы – «А когда же шашкой махать, на лихом коне? Как же мировая революция?»
Но он выучил их всех, создав сеть кружков по ликвидации безграмотности и рабфаков. Петр Первый приобщил к мировой цивилизации 10% населения России. Ленин доделал оставшиеся после Петра 90% этой работы.
И кстати, один из этих балбесов, махавших шашкой, выучился на инженера и создал танк Т-34. И таких было тысячи и тысячи, и именно они обеспечили победу СССР над фашисткой Германией в самой на то время технологичной войне, войне танков и самолетов.
И он оставался фэном научной фантастики, готовым часами болтать с мэтром научной фантастики Гербертом Уэллсом, несмотря на тяжелейшее положение в стране. Уэллс назвал его «кремлевским мечтателем». В понимании Уэллса это не было комплиментом. Но если бы Ленин не был мечтателем, СССР не совершил бы в 20 веке величайший технологический рывок. Ленин заложил основу этого рывка, начав создавать мечту своего детства – электрифицированную Россию, дав ход плану электрификации, до этого десятилетиями валявшемуся на пыльных полках царских ведомств. Большая часть нынешних институтов академии наук была основана именно им. Он четко понимал, что, поддерживая образование, изобретателей и ученых, он создает будущее. Будущее можно творить с помощью науки и технологий! Это был концептуальный прорыв далеко за рамки марксисткой догмы, вращавшейся вокруг экономики и денег. Лишь к концу существования СССР советская официальная идеология формально оформит этот прорыв, признав, что «наука является производительной силой общества».
Ленин велик тем, что нашел, наконец, ответ на вопрос «что делать?», предложив стране третий путь, принципиально отличающийся от путей и западников, и славянофилов. Западники предлагали слепо копировать европейский путь, т.е. взять из Европы не только Главную Технологию, но и ее бесчеловечную культуру «войны всех против всех». Славянофилы вообще отказывались от прогресса, говорили: «не надо нам всех этих модных штучек, тысячу лет без них жили, и дальше проживем». Учитывая, что Запад опережал нас на триста лет, и тот и другой путь неминуемо должен был закончиться превращением России в сырьевой придаток Запада, и исчезновение ее как субъекта истории. Ведущая свое начало от древних греков «другая Европа» исчезла бы, и с ней исчезло бы единство и борьба противоположностей внутри Европейской цивилизации, служившее источником ее развития на протяжении более чем двух тысячелетий. Начав культурную революцию, Ленин направил страну по третьему пути: использовать Главную Технологию для создания нового мира, основанного на совершенно иных смыслах и ценностях, мира, где кончилась «война всех против всех», мира познания и творчества. Раскрыть, наконец, безграничный творческий потенциал, скрытый в Главной Технологии, и за счет этого догнать и перегнать Запад.
Он создавал новую цивилизацию, принципиально отличную от западной. Разумеется, он создавал ее не один. Все предшествующие двести лет образованная часть российского общества имела доступ к знаниям, пришедшим с Запада. Но при этом она воспринимала эти знания совсем не так, как их воспринимал западный человек, для которого знание – это всего лишь источник прибыли. Не отягощенное меркантильными расчетами, знание в России становилось самостоятельной ценностью, отправной точкой для философии, и возможным средством создания иного мира, мира отличного от западного, где идет война всех против всех.
Только в России мог появиться мыслитель такого масштаба как Циолковский, который мыслил даже не масштабами Земли, масштабами всей Вселенной. Но в царской России он был также не нужен, как и все прочие Кулибины. Только революция открыла для него путь к признанию. Его философия была созвучна смыслам и ценностям создаваемого нового мира. Только в СССР его книги стали издавать массовыми тиражами. И только благодаря этому, его книги попали в руки молодого авиационного инженера Сергея Королева, которого увлекло смелое видение бесконечного космического будущего человечества. И позднее, когда Королев уже стал тем самым загадочным Главным Конструктором ракетных систем, он внес большую лепту в то, что философия Циолковского стала частью официальной советской идеологии. Именно тогда произошло превращение официальной советской философии из финалисткой в антифиналисткую. Но это отдельная большая тема, а я уже и так далеко отклонился от вашего вопроса.
Возвращаюсь к вопросу про «позитивные проекты будущего развития всего человечества». Как ни странно, до гибели СССР мы успели заразить позитивным проектом будущего определенную часть американского общества. Когда после запуска первого советского спутника в 1957 году американцы стали выяснять, почему они отстали в космосе, они открыли для себя две вещи – советскую систему образования, нацеленную на воспитание всесторонней творческой личности, а не простого исполнителя как на западе, а также философию Циолковского. Для соревнования в космосе с СССР им пришлось создать государственную организацию НАСА, которая распределяла между частными фирмами госзаказы на создание принципиально новых технологий, необходимых для того, чтобы первыми высадить людей на Луну. Фактически мы заставили американское общество поставить перед собой технические задачи, которые никогда не могли бы родиться в недрах капиталистической системы.
Одной из таких задач было создание миниатюрного бортового компьютера, управлявшего посадкой лунного посадочного модуля. Компьютеры в 60-е годы прошлого века занимали огромные шкафы и стимула их миниатюризировать у капиталистической экономики не было – все наземные задачи прекрасно решались этими «шкафами». Если надо было управлять военной ракетой на Земле, траекторию ее полета можно было считать на этих стационарных шкафах и передавать результаты расчета на ракету по радио. Но для полета на Луну решение оставить компьютеры на Земле и работать по радиосвязи явно не подходило – радиосигнал идет от Луны до Земли и обратно больше двух секунд. За это время лунный модуль может давно разбиться. Компьютер должен был стоять обязательно на борту модуля, и его надо было втиснуть в один кубический фут – 30 на 30 на 30 сантиметров. К счастью, к тому времени одна американская частная фирма уже начала производить опытные партии первых интегральных схем. К несчастью, фирма была на грани разорения – первые микросхемы стоили очень дорого, и как я уже говорил, микроминиатюризация была никому не нужна, все земные задачи прекрасно решались и без нее. По законам чисто капиталистического рынка, такое изобретение, как интегральная схема, не имело право на существование. Оно должно было бы исчезнуть, едва появившись на свет. Но к счастью, вмешались нерыночные силы. Для создания компактных и легких бортовых компьютеров НАСА закупило большую часть производившихся в то время в США микросхем. Фирма-производитель микросхем выжила, расширила производство, снизила стоимость схем за счет экономии на масштабах производства, и только тогда микросхемы стали вполне рыночным продуктом, который стали запихивать во все гаджеты, от персональных компьютеров до смартфонов. Сегодня уже не многие понимают, что не будь Циолковского с его философией, не будь Октябрьской Революции, открывшей его идеям дорогу в жизнь, не было бы сегодня никаких персональных компьютеров и смартфонов, а интернет, может быть, и был бы, но представлял бы из себя сеть из пары десятков занимающих множество шкафов университетских компьютеров.
Американские правящие круги, похоже, выучили урок, что капиталистическая экономика сама по себе реализует лишь очень малое подмножество из бесконечного множества технологий, которых теоретически может породить Главная Технология, и они теперь уделяют серьезное внимание государственной поддержке образования в области математики, техники и естественных наук, а также пытаются организовывать большие государственные технические проекты, которые, на первый взгляд, никакой коммерческой выгоды не сулят.
Это несколько расширяет круг технологий, которые способно порождать американское общество, но, тем не менее, сама атмосфера капиталистического общества, в котором все равно продолжается война всех против всех, неизбежно толкает изобретателей в определенную сторону – делание денег для большинства из них по-прежнему остается превыше всего. Реально использовать все возможности, заложенные в Главной Технологии, как это было в 60-е годы прошлого века, можно только в мире, где существуют две принципиально разные конкурирующие цивилизации, основанные на принципиально разных системах ценностей. Одно из самых опасных для будущего человечества последствий гибели СССР - это случившееся в последние десятилетия резкое замедление технического прогресса.