7. Финализм и анитифинализм как основы двух разных пониманий смысла жизни
Н.Г.: Вы упомянули о финалистской и антифиналистской философии. Расскажите, в чем суть этих мировоззренческих концепций.
Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться чем-то абстрактным, на самом деле напрямую связан с тем, о чем я только что говорил – по сути это вопрос о том, для чего нам нужно восстанавливать советскую страну, это вопрос о мотивации.
Под финалисткой философией можно понимать две немного разные вещи. В первом смысле, финалистская философия подразумевает существование некого «конца истории», когда земная цивилизация переходит в некое равновесное, неизменное состояние, в котором оно может далее пребывать бесконечно долго. Во втором смысле, имеется в виду философия, подразумевающая, что земная цивилизация когда-нибудь, пусть даже через огромное время, скажем миллиарды лет, неизбежно погибнет. Но благодаря прогрессу астрономии и космологии за последние пару сотен лет стало понятно, что эти два определения финалисткой философии тесно связаны: цивилизация, находящаяся в равновесном состоянии и переставшая развиваться, должна раньше или позже неизбежно погибнуть. Если цивилизация застрянет на нынешнем уровне развития, она не может противостоять астероидной опасности, и раньше или позже будет уничтожена астероидом. Если она застрянет на более высоком уровне развития, который позволит ей управлять движением астероидов, но будет все еще недостаточно высок, чтобы осуществить эвакуацию цивилизации на другие звезды, цивилизация гарантированно погибнет, когда погаснет солнце, а это произойдет обязательно. Если она застрянет на уровне цивилизации способной к межзвездным путешествиям, но не способной ничего сделать в связи с конечной гибелью этой вселенной (например, перегнать информацию, содержащуюся в этой вселенной, в параллельную вселенную) она обязательно погибнет вместе с этой вселенной. И так далее. Любая остановка в развитии цивилизации, на любом этапе развития, означает неизбежную, гарантированную гибель цивилизации, если не сразу, то по истечении какого-то, пусть даже и очень большого интервала времени. Непрерывное продолжение развития, хотя и не дает человечеству 100% гарантии выживания, по крайней мере, дает ему шанс на выживание.
Марксизм изначально был финалисткой философией в первом смысле. Он подразумевал достижение обществом некоторого идеального конечного состояния, называемого коммунизмом, после которого развитие общества прекращается. Наука и техника в коммунистическом обществе теоретически могут продолжать развиваться, но марксизм не задавался вопросом, каковы будут движущие силы их развития в обществе, лишенном социальных противоречий – молчаливо предполагалось, что одной любознательности и природной тяги человека к творчеству будет достаточно. Впрочем, главной целью марксизма было обеспечение социальной справедливости, а вовсе не максимально эффективного научно-технического прогресса. Вопрос о том, чтобы обеспечить человечеству максимальные шансы для бесконечно долгого выживания вообще не стоял. Он вообще не мог быть поставлен в 19-ом веке – в то время ученые ожидали, что существование Вселенной закончится ее «тепловой смертью», когда все тепло перейдет от горячих тел к холодным, температура всех тел во вселенной придет к одному среднему значению, и все тепловые машины, в том числе животные и люди, утратив необходимую для их работы разность тепловых потенциалов, просто остановятся. Положение о том, что человечество когда-нибудь неизбежно погибнет, воспринималось людьми того времени как нечто само собой разумеющееся. Так что можно сказать, что марксизм был финалисткой философией и во втором смысле тоже, как и все философии 19-го века.
Да и современные буржуазные идеологии являются финалистскими в первом смысле – чего стоит одно лишь название труда Фукуямы «Конец истории», согласно которому конец истории достигается человечеством как результат глобального распространения свободного рынка и демократии. При этом они, похоже, даже не понимают, что такие идеологии являются финалистскими и во втором смысле тоже, поскольку основной целью любой деятельности при капитализме является вовсе не выживание человечества в целом, а максимизация прибыли каждого отдельного индивида, и, если для максимизации прибыли потребуется, например, устроить глобальную экологическую катастрофу, тем хуже для экологии. Правда, в теории, демократические институты должны служить противовесом, сдерживающим капиталистический беспредел, но как показывает практика, в капиталистическом обществе демократия легко покупается, и ее цена становится всего лишь одним из слагаемых в уравнении максимизации прибыли. А может быть и понимают, но им все равно, поскольку капитализм воспитывает человека, живущего по принципу «после нас хоть потоп» - главное получить максимум прибыли сегодня и успеть ее потратить на потребление всех тех ярких побрякушек, которые так эффективно и массово производит капиталистической общество.
В конечном счете, водораздел между финализмом и антифинализмом – это водораздел между разным пониманием смысла жизни. Западная капиталистическая цивилизация создала уникальный тип человека, смысл жизни которого состоит в бессмысленном потреблении. В нем полностью задавлено естественное человеческое желание, чтобы все, что делает человек в своей жизни, имело смысл. А смысл никогда не возникает локально, он всегда возникает из глобального контекста. Одна буква ничего не значит, пока она не станет в ряд других букв и не возникнет слово. Один мазок краски на холсте ничего не значит, пока он не вписан в целостную картину. Жизнь одного человека ничего не значит, пока она не встроена в многотысячелетнюю картину эволюции земной цивилизации. Любой человек, если только у него окончательно не смыло мозги в результате промывания мозгов рекламой, хочет, чтобы после него на этом свете хоть что-нибудь осталось, что-то что переживет его. Для большинства людей – это дети, внуки, правнуки. Для ученых – это их идеи, для инженеров – их изобретения, для людей искусства – их произведения. Все мы заинтересованы в том, чтобы будущее после нас существовало, и, по возможности, существовало вечно. Потому что, если цивилизация когда-нибудь исчезнет, все наши жизни были напрасны. Все труды и надежды наших предков были напрасны. Все жертвы были бессмысленны. Все взлеты человеческого гения и духа на протяжении многих тысяч лет истории цивилизации были напрасны. Все обратится в космическую пыль, ничего не помнящую, ничего не знающую, ничего не понимающую.
В этом плане 19-й век был довольно страшным моментом в истории человеческой мысли. Человеческая цивилизация впервые осознала свою смертность. До этого люди верили в разное – кто-то в бесконечный цикл рождения-смерти-нового рождения, кто-то в страшный суд, после которого праведники обретут вечное блаженство, но никому и в голову не могло прийти, что все когда-нибудь может закончится полностью: солнце погаснет и вместе с ним угаснет все человечество. Бесповоротно, бесследно и навсегда. И это чувство безысходности подпитывало дух капитализма, с его сосредоточенностью на сиюминутной выгоде: поскольку будущего нет, надо успеть съесть как можно больше сегодня и сейчас. А дух капитализма в свою очередь консервировал эту безысходность: нет времени искать выход, когда надо думать о том, как урвать себе кусок. Выход не мог быть найден в западной Европе, поскольку она этот выход и не искала.
И только Россия была уникальной страной, в которой существовал слой образованных людей, пусть и относительно небольшой, знакомых с достижениями западной науки, но не испытывавших при этом на себе духовного давления капитализма, поскольку капитализма как такового по большому счету в России не было. Такая фигура как Циолковский могла появиться только в России. Судите сами - вот цитата из журнала «Вестник воздухоплавания» за 1911 год, автор статьи калужский учитель Константин Циолковский:
И это только начало. Когда материя во Вселенной начнет распадаться (а это вполне соответствует представлениям современной физики – у протона есть, пусть и огромный, но все же конечный период полураспада), человечество, согласно Циолковскому, сумеет найти способ преобразовать себя из материальной формы в «лучистую энергию». Философия Циолковского – это высшая точка технологического оптимизма, его самое яркое и самое максимальное проявление, антифинализм в самой яркой и самой чистой его форме. Но эти идеи так бы и остались циркулировать в узком слое российских образованных людей, и, в конце концов, были бы забыты, если бы не случилась Октябрьская Революция, не возникла новая цивилизация, цивилизация познания и творчества, которой были созвучны идеи бесконечного технического прогресса. Возникла критическая масса молодых образованных людей, энтузиастов, горящих желанием создавать новую технику. Идеи Циолковского приобрели в этой среде огромную популярность. Из этой среды вышел Королев. И когда ему удалось начать претворять идеи Циолковского в жизнь, этот засекреченный Главный Конструктор ракетных систем, имя которого при жизни не раскрывалось широкой публике, неожиданно получил возможность влиять на формирование официальной советской идеологии. Пусть его имя оставалось неизвестным широкой публике, пусть ему приходилось писать под псевдонимом «профессор Сергеев», но он получил возможность публиковать свои статьи в газетах «Правда» и «Известия», выходивших многомиллионными тиражами. Стоявшее на полках его рабочего кабинета полное собрание сочинений Ленина испещрено многочисленными пометками, сделанными рукой Королева – любое идеологическое новшество в тот период требовало обязательного оправдания этого новшества какой-нибудь подходящей цитатой из Ленина. И Королев проделал филигранную идеологическую работу, аккуратно, без видимых швов срастив официальную советскую идеологию с учением Циолковского, превратив ее в неотъемлемую часть Советской Мечты. Сегодня все помнят Королева как выдающегося инженера и организатора производства, но практически не вспоминают о нем как о выдающемся идеологе. А зря. В то время, как старцы из идеологического отдела ЦК КПСС били баклуши, даже не пытаясь модернизировать идеологию, и тем самым фактически привели страну к катастрофе, в среде технической интеллигенции существовали такие люди как Королев, которые пытались выполнять за официальных идеологов их работу, но, к сожалению, таких людей было слишком мало, и они не успели предотвратить беду.
И совершенно не случайно, когда в 80-годы «перестройщики» стали нападать на коммунизм, они напали и на учение Циолковского, попытавшись представить его как пустые фантазии безграмотного провинциального самоучки. Потому что для построения западной модели капитализма чрезвычайно важно было вселить в головы людей мысль: «Будущего нет. Живите сегодняшним днем».
Возвращаясь к теме антифинализма. Благодаря идеям таких мыслителей как Циолковский, мы сегодня осознаем, что у земной цивилизации есть реальный шанс существовать вечно. Мы должны задать себе вопрос: что для нас важнее, обеспечить полное равенство или дать человечеству этот шанс? При этом мы должны отдавать себе отчет, что не на всех этапах технологического развития цивилизации полное равенство будет в максимальной степени способствовать развитию новых технологий, как раз и дающих этот шанс. Я понимаю, что вас удивило, когда я сказал, что в обществе будущего, возможно, будет подсистема, аналогичная современному капитализму. Классический марксизм приучил нас думать, что общество должно быть однородным и однообразным. Но такое общество неизбежно было бы бедно новыми идеями, что сделало бы его уязвимым перед лицом каких-нибудь внезапных неожиданных новых кризисов, например, при столкновении с какой-нибудь враждебной внеземной цивилизацией. Современная наука показала, что в нашей солнечной системе мы одни, нам в этом плане повезло – вся солнечная система принадлежит нам. Но это не значит, что нам будет продолжать везти, когда мы перейдем к освоению других звездных систем. Поскольку мы заранее не знаем, какая именно технология понадобится нам для преодоления внезапно возникшего кризиса, земная цивилизация обязана обеспечить развитие максимально разнообразного «репертуара» технологий. А это в свою очередь означает необходимость максимального разнообразия внутри глобальной земной цивилизации, потому что только разные культуры, разные локальные цивилизации способны порождать разные технологии. Западный капитализм был случайным изобретением человечества. Но он продемонстрировал невероятную эффективность в том, что касается создания и отработки технологий массового производства. Мы не можем просто взять и выкинуть это удачное изобретение, оно теперь навеки вошло в копилку идей мировой цивилизации. Чего мы не можем допустить ни в коем случае – это дать западной модели капитализма захватить и подмять под себя весь мир. Во-первых, потому, что эта модель изначально не нацелена на выживание земной цивилизации, а во-вторых, потому, что тоталитарное господство любой одной-единственной модели развития означает мир бедный новыми идеями, и потому не способный преодолевать возможные внезапные кризисы. Это мир, который, по определению, не будет существовать вечно.
Тут, правда, возникает моральный аспект: а имеем ли мы право заставлять людей жить при капитализме? Пусть это будет только часть человечества, но почему мы должны заставлять эту часть мучиться, и продолжать вести эту бесконечную войну всех против всех, когда все остальное человечество успешно эту войну закончило и занимается в свое удовольствие познанием и творчеством? Но к счастью все люди разные. Когда в 30-е годы, в период Великой Депрессии Ильф и Петров путешествовали на автомобиле по «одноэтажной Америке», их потрясла случайная встреча с бродягой в развалившихся башмаках, бредущим по обочине шоссе. Когда разговорились, он оказался сторонником весьма радикальных (для Америки) идей, и ратовал за то, чтобы отобрать у миллионеров все их деньги и оставить им только один миллион. Как Ильф и Петров его не пытали, так и не смогли понять, почему отобрать не всё, почему один миллион все-таки оставить. И лишь потом их проводник и переводчик им объяснил: этот бродяга в развалившихся ботинках всё еще надеялся сам когда-нибудь стать миллионером. Это яркий пример человека, которого бесполезно пытаться осчастливить коммунизмом. Есть люди, которые адаптировались к капиталистической системе, и они в принципе не могут быть счастливы при какой-либо иной системе. Я думаю, что люди будущего не будут пытаться осчастливливать кого-либо насильно. С другой стороны, я думаю, что они постараются обеспечить для всех людей свободу выбора в какой системе им жить. Человечество будущего будет достаточно технологически продвинуто, и в силу этого достаточно богато, чтобы позволить себе такую роскошь – дать людям свободу выбора. Но повторяю, для достижения такого уровня богатства необходимо создать очень сложную и очень разнообразную систему глобальной цивилизации, которая одна только и сможет обеспечить максимально полное раскрытие потенциальных возможностей Главной Технологии.
8. Об искусственном интеллекте и "мышлении без сознания