3. И еще раз о спасении капитализма, была ли Октябрьская революция напрасной , и о цивилизационной контрреволюции 1991 года
Н.Г.: Да, из Вашего развернутого ответа видно, что расхождения с классическим марксизмом у Вашей теории довольно существенны. Тут можно навести Ваши тезисы о сохранении государства при коммунизме, необходимости существования капитализма и пользы его конкуренции с альтернативной системой и, наконец, о наличии коммунизма (или его прообразов) в таких странах как СССР или Китай (против чего резко выступают, например, левые коммунисты). Но судя из Ваших слов, самым серьезным отличием от марксизма классического можно считать то, что переход к коммунизму будет осуществлен не социальными методами (например, сценарий глобальной революции), а техническими, Вы апеллируете к инженерно-технической среде, а не к пролетариату. Вы эволюционист, верите в мирный путь разрешения противоречия между трудом и капиталом?
Повторяю еще раз, я не пытаюсь построить какую-то «теорию» или «концепцию», я всего лишь пытаюсь рассуждать с позиций здравого смысла как писатель-фантаст, пытающийся писать реалистическую научную фантастику, и старающийся понять, как оно все может быть на самом деле. При этом важно понимать, что стопроцентный прогноз сейчас не может дать никто, по двум причинам: 1) структура общества будущего будет очень сильно зависеть от имеющихся в распоряжении этого общества технологий, и мы не знаем сегодня, какими именно будут эти технологии, какого уровня они достигнут (самыми важными неизвестными здесь являются искусственный интеллект, нанотехнологии, технологии освоения космоса, хотя к этому списку могут прибавится вещи о которых мы сегодня, с нашим примитивным уровнем научных знаний, вообще не догадываемся). 2) структура общества является продуктом коллективного творчества миллиардов умов, и достоверно промоделировать этот процесс с помощью одного-единственного мозга не представляется возможным.
Однако я был бы очень удивлен, если бы люди будущего не попытались воспроизвести, в том или ином виде, некоторые из механизмов, наработанных опытом предшествующей цивилизации и показавшие свою эффективность. Это я о сохранении «государства» и «капитализма». Пишу эти слова в кавычках, поскольку мы сегодня не знаем в каком именно виде их будут воспроизводить люди будущего. Как Вам, например, государственная машина, которая на самом деле является машиной с искусственным интеллектом и без всякого участия людей, причем запрограммированной так, чтобы не брать взятки?
Теперь собственно к вашему вопросу.
В старом фильме Стенли Кубрика «Спартак» есть одна потрясающая сцена: восставшие гладиаторы захватили в плен двух римских рабовладельцев, дали им в руки мечи, и заставили их вести между собой гладиаторский бой. Что показывает, что можно освободить рабов, но это еще не значит, что тем самым вы покончите с рабовладением. Просто рабы и рабовладельцы поменяются местами, а само рабовладение останется. И это, кстати, напрямую вытекает из классического марксизма - производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил.
Вы спрашиваете, верю ли я в «мирный путь разрешения противоречия между трудом и капиталом»?
Я вообще не верю ни в какой «путь разрешения противоречия между трудом и капиталом», ни в мирный, ни в военный. Пока существуют труд и капитал, они всегда будут находится в противоречии. Противоречие это будет существовать до тех пор, пока существуют труд и капитал. Труд будет существовать до тех пор, пока требуется участие людей в технологическом процессе превращения сырья в готовый продукт (т.е. пока людей полностью не заменят роботами). Капитал или класс менеджеров будут существовать до тех пор, пока технологический процесс не позволяет одному человеку в одиночку полностью выполнить весь цикл превращения сырья в конечный продукт. Как только трудом приходится заниматься более чем одному рабочему, появляется необходимость в одном человеке, который будет координировать и организовывать работу многих, добывать сырье, обеспечивать сбыт готовой продукции. Понятно, что интересы их будут противоречивы. И даже если это место займет выходец из рабочих, то он сам тут же превратится в менеджера, и их интересы снова станут противоречивы. Мы все это уже наблюдали в жизни в Советском Союзе, когда из рабочей среды вышел и образовался новый правящий класс менеджеров – номенклатура.
Но это не значит, что Октябрьская революция была напрасна. Конечно, она не оправдала надежды марксистов, не покончила с классовым обществом, и вообще поставила под сомнение многие постулаты марксизма. Но если мы перестанем зацикливаться на марксизме, и посмотрим на произошедшее с точки зрения истории цивилизации, то мы увидим, что это на самом деле было одно из величайших событий в истории человечества. Возникла новая цивилизация, т.е. новая система смыслов и ценностей.
При капитализме смысл и цель жизни большинства людей состоит в том, чтобы заработать много денег для того, чтобы в идеале стать капиталистом, заставить других людей работать на себя, а самому стать паразитом, и потреблять во все возрастающих масштабах все те психологические и физиологические «наркотики», которые так хорошо производит капиталистическая цивилизация. Любые изобретения, любые новые технологии, создаваемые в рамках системы ценностей капиталистической цивилизации, служат только одной из следующих трех целей: 1) создание новых «наркотиков», 2) создание средств производства этих «наркотиков» во всевозрастающих масштабах, и 3) создание нового оружия для захвата новых рынков и сбыта этих «наркотиков» во все возрастающих масштабах. Получается порочный круг. Главная Технология способна создать любые технологии, в том числе и те, которые могут вырвать человечество из этого порочного круга, но эти технологии капиталистическая цивилизация сама по себе, без каких-либо воздействий извне, никогда не произведет.
Советская цивилизация была первой в истории человечества цивилизацией, где смыслом и целью жизни стали познание и творчество. Это предопределило направление развития техники в СССР. Поскольку царская Россия была технологически отсталой страной, то разумеется, на первом этапе развития своего развития СССР осваивал существующие западные технологии. И поскольку эти технологии подразумевают капиталистическую организацию производства, в экономическом плане ничего другого, кроме государственного капитализма, в СССР существовать не могло. Но уже в 50-е годы, когда в Советском Союзе начали появляться оригинальные технологические разработки, стало ясно, что эволюция техники в нашей стране пошла по своему пути. Например, пилотируемой космонавтики в сегодняшнем мире вообще бы не было, если бы мы не втянули США в космическую гонку. Можно предположить, что если бы Советскому Союзу судьба отпустила еще лет семьдесят, вдобавок к тем что он прожил, то он, в конце концов, создал бы технологии, которые позволили бы перейти к коммунистической организации труда.
Здесь, я думаю, стоит пояснить, что я имел в виду под «наличием коммунизма в СССР и в Китае». В данном конкретном контексте я употребил слово «коммунизм» не как название экономической системы, а как название типа цивилизации. Экономическая система определяется текущим уровнем развития технологий, и, в этом смысле, в современном мире коммунизма существовать пока не может. Что может существовать в этом мире, так это различные типы цивилизации на основе одной и той же материально-технической базы. Это как два компьютера с совершенно одинаковым компьютерным «железом», только на одном компьютере запущена глупейшая игрушка-стрелялка, а на другом программа расчета нового, гораздо более мощного процессора. Цивилизация - это программное обеспечение общества. От того, какое программное обеспечение вы запустите сегодня на имеющемся у вас «железе», будет зависеть какое «железо» будет у вас завтра – такое же, или на порядок мощнее.
И заметьте, я не говорил, что я уверен, что сегодняшний Китай принадлежит коммунистической цивилизации. Я не знаком с реальным положением дел в современном Китае, чтобы делать такие заявления. Я только сказал, что мы увидим, принадлежит ли Китай коммунистической цивилизации, когда возникнет ситуация полной замены рабочей силы роботами. Эта ситуация, как лакмусовая бумажка, позволит тут же определить, к какой цивилизации принадлежит та или иная страна, к коммунистической или капиталистической, поскольку в этой ситуации вести себя они будут совершенно по-разному.
Но у меня нет никаких сомнений, что Советский Союз был страной с государственно-капиталистической экономической системой, но, совершенно определенно, принадлежавшей коммунистической цивилизации. Я так уверен в этом, потому что я хорошо помню 1991 год, и уже тогда было прекрасно видно, что то, что тогда происходило, не было сменой экономического строя (нельзя всерьез назвать социальной революцией ситуацию, когда несколько менеджеров превратились в собственников того имущества, которым они и так всегда управляли – это, максимум, юридическая революция). То, что произошло в 1991 году было цивилизационной контрреволюцией. Народу объяснили, что быть паразитом вовсе не зазорно, а наоборот, очень даже почетно, паразит «он не халявщик, он партнер» ((с) Леня Голубков). И поскольку страна перешла из коммунистической в капиталистическую цивилизацию, началось немедленное разрушение всей советской инфраструктуры, работавшей над созданием коммунистического будущего, погром советской системы образования и системы академических институтов и отраслевых НИИ.
И если мы хотим возродить СССР, нам потребуется цивилизационная контр-контр-революция. Но эта революция не подразумевает бегание с ружьями по улице, потому что эта революция не на улице, а в головах. Гражданская война в стране со вторым в мире запасом ядерных боеголовок и огромным количеством ядерных электростанций – это, знаете, ли, чревато. Тем более что она, в отличие от первой гражданской, ровным счетом ничего нового не даст – госкапитализм в нашей стране уже построен, еще в 30-годы прошлого века. Сегодня, как и во времена Ленина, единственный реальный рецепт построения коммунизма это - «учиться, учиться, и еще раз учиться». А выучившись - творить технологическую основу нового мира.